Средиземье за 300 миллионов. Как «Властелин колец» стал фильмом

© / «Властелин колец» / Кадр из фильма

Есть истории, которые буквально просятся на большой экран. Такое случается, если писателям удается создать некий огромный мир, который читатель захочет не только представить в своем воображении, но и сравнить с тем, что напредставляли другие. Такой историей был «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина.

   
   

Первым делом — хоббиты

«Властелин колец» был издан в виде трилогии в середине 50-х, а «толкиномания» началась чуть позже и в США. Мир Средиземья удачно вписался в движение хиппи, так что уже к середине 60-х придуманный Толкином сюжет зажил своей собственной жизнью. Тогда же появились первые идеи об экранизации книги — интерес к этому фильму проявили музыканты из The Beatles, которые, разумеется, хотели сыграть четырех хоббитов. Но этот проект так и не был, к счастью, реализован — не исключено, что экранизация получилась не слишком удачной, что могло поставить крест на будущих проектах такого рода.

Только мультики

Но «Властелин колец» всё равно просился на экран, и первопроходцами стали аниматоры. Режиссеры Артур Ранкин и Жюль Бэсс в 1977-м сняли мультфильм по повести «Хоббит, или Туда и обратно», а в 1980-м — по третьему тому «Властелина...» («Возвращение короля»). Столь необычный выбор материала для экранизации объяснялся просто — в 1978-м Ральф Бакши уже снял анимационный фильм по «Братству кольца» и частично — по «Двум крепостям» (соответственно — второй и третий тома «Властелина...»).

Советское не значит лучшее

Любопытно, что к началу 90-х советские телевизионщики почти догнали по числу экранизаций Толкина своих западных коллег. В 1985-м на Ленинградском телевидении вышел телеспектакль по «Хоббиту», а в 1991-м — инсценировка «Братства кольца» под названием «Хранители». Обе эти постановки, разумеется, безнадежно проигрывали по качеству западным фильмам, но в телеспектакле, например, играли Иван Краско, Игорь Дмитриев и Зиновий Гердт (он читал закадровый текст), а в инсценировке за музыкальное оформление отвечал Андрей «Дюша» Романов — музыкант группы «Аквариум» и лидер группы «Трилистник».

И пришел Джексон

Питер Джексон с детства увлекался кино и особенно — спецэффектами во время съемок — и поначалу занимался дешевыми фильмами ужасов, в которых мог продемонстрировать оба своих таланта. Толкина он тоже любил — ещё подростком увидел мультфильм Бакши, прочитал саму трилогию и буквально влюбился в Средиземье. С середины 1990-х Джексон пытался добиться разрешения на экранизацию и финансирование этого дорогостоящего проекта; он увлек этой идеей и могущественного продюсера Харви Вайнштейна, но даже с его помощью не смог набрать нужную сумму. «Властелин...» Джексона едва не стал одним фильмом со множеством обрезанных сюжетных линий и отсутствующими персонажами. Но в дело вмешалась компания New Line Cinema — и экранизация обрела знакомый нам сегодня вид: три фильма, являющиеся почти дословным переносом на экран трех книг Толкина.

   
   

Миллиарды «Властелина...»

Питер Джексон подошел к фильму по эпическому фэнтези с таким же эпическим размахом. Он снимал все три части одновременно — это заняло больше года, а на производство было потрачено около $300 млн. Сумма весьма внушительная — особенно для фильма, который может и не «выстрелить». Но всё обошлось. Премьера первой части — «Братство кольца» — состоялась 10 декабря 2001 года в лондонском Odeon Leicester Square; спустя неделю фильм вышел в прокат и начал зарабатывать. Отметим, что кассовые сборы первого фильма хоть и окупили затраты на создание всей трилогии, но особым размахом (особенно по сегодняшним временам) не отличались — всего $871 млн, даже до миллиарда не дотянули. Тем не менее это было успехом, так что вторая и третья части вышли по графику — в декабре 2002-го и декабре 2003-го, — а их суммарная выручка лишь немного не дотянула до $3 млрд.

Нужно больше хоббитов

Трилогия Питера Джексона по «Властелину колец» — особенно в режиссерской версии, в которой более 13 часов — была очень благосклонно принята фанатами Толкина. Режиссер показал именно тех хоббитов, эльфов и людей, которых все ожидали увидеть; возможно, он немного переборщил с мерзостью орков — но это ему быстро простили. Сам Джексон решил ковать железо, пока горячо — несколько лет он потратил на приобретение прав на экранизацию и «Хоббита», а затем превратил эту небольшую повесть в такой же масштабный эпик с битвами всех рас Средиземья и драконом. Трилогия «Хоббит», кстати, тоже принесла около $3 млрд, что сделало эту франшизу одной из самых прибыльных в истории кино. Сейчас снимается сериал — там, правда, не будет Бильбо и Фродо Бэггинсов, зато будут эльфы и другие долгожители, которые видели в Средиземье почти всё.