На фестивале, который в ноябре пройдет в столице Польши, а затем переедет в регионы страны, можно будет увидеть разные жанровые варианты из мира кино. И артхаус, и мейнстримные блокбастеры. Зрители смогут познакомиться с дебютами талантливых молодых режиссеров и с работами авторов, которые на протяжении последних лет неоднократно награждались на российских и международных кинофестивалях. Две конкурсные программы (художественных и документальных фильмов), «Калейдоскоп нового кино» — это секции, благодаря которым рейтинги зрительского интереса к «Спутнику» значительно поднимаются.
Богатая программа
В конкурсе художественных фильмов будет показан лауреат Гран-при последнего «Кинотавра», новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия». Жизнь как аритмия — точная кинометафора преподнесенная в практически безупречной визуальной форме, результат сценарно-режиссерского сотрудничества Натальи Мещаниновой и Бориса Хлебникова. Здесь нет пафоса и обобщений, авторы просто показывают небольшой фрагмент реальности, практически интегрируя зрителя в обыденную жизнь молодой семейной пары врачей. В фильме нет ни одной фальшивой ноты, несмотря на немногословность и намеренно сбитый ритм, он предельно внятен и сообщает гораздо больше, чем говорит. Если Хлебников по-прежнему относит себя к «новым тихим», то это очень громкое высказывание.
Спустя 27 лет Карен Геворкян встал за камерой. Режиссер вернулся в хорошем стиле с фильмом «Вся наша надежда»: драмой, в которой фрагменты постановочные и документальные плавно переплетаются. Картина, которая вошла в конкурсную секцию 11 фестиваля «Спутник», рассказывает о судьбе семьи шахтера, которая после аварии на шахте решает покинуть город и переехать вглубь России в поисках лучшей жизни. Сам режиссер часто подчеркивает, что он не делит кино на художественное и документальное. «Если ты близок к жизни, все получается само собой. В основе этой истории лежит некая драма местности. Жили люди, жили достойно, а затем оказались вне жизни. Эта драма отражает общую драму. У нас великий народ, он выдерживает то, чего не выдержал бы никто. (...) Мне показалось, что это возможность показать драму места, показать Россию. Эта история нетипично типичная», — рассказывает Геворкян о своей работе.
Следующим конкурсным фильмом является «Его дочь», дебютная полнометражная работа Татьяны Эверстовой, награжденная Гран-при фестиваля «Окно в Европу». Режиссер фильма — экономист по образованию, начала снимать фильмы достаточно поздно, в 38 лет. Эверстова подчеркивает, что внутренняя глубина и жизненный опыт приходят с годами, а если тебе нечего сказать, то лучше молчать. «И вот настало мое время высказаться», — признает режиссер. На экране мы наблюдаем за миром глазами девочки Тани: окружающая ее действительность представлена ярко, с учетом деталей, которые может закрепить только детская память. Фильм восхищает красочными и деликатными кадрами, пропитанными меланхолией. Своей ненавязчивой стилистикой он напоминает лучшие произведения японского кинематографа.
В секции «Калейдоскоп нового кино» будет драма Анны Матисон «После тебя». «Что я оставлю после себя?» — это вопрос, который волнует главного героя фильма, гениального артиста балета Темникова. Травма, полученная на сцене в девяностые годы, резко прервала его балетную карьеру. Контузия позвоночника, которая спустя 20 лет начинает прогрессировать, может вскоре приковать героя к инвалидной коляске, а это для него равнозначно смерти. Услышав такой безнадежный диагноз, он пытается вернуться на большую сцену, чтобы оставить какой-то след.
Большим интересом пользуются также ретроспективы передовых российских режиссеров. В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Кончаловского, и по этому случаю планируется представить вниманию зрителей творчество режиссера в неизвестной раньше форме.
Очередной раз в сотрудничестве с фестивалем российского кино в Выборге будет открыта для зрителей «Окно в Европу: программа копродукций». В этой секции представлены, в частности, «Убеждения» Татьяны Чистовой, российско-польская документальная картина, которая принимает также участие в конкурсе документальных фильмов «Спутника». В фильме представлены сцены из заседаний призывных комиссий, в ходе которых четыре новобранца пытаются уклониться от военной службы.
«The best of Sputnik» покажет лучшие фильмы предыдущих выпусков фестиваля. Это будут такие фильмы, как «Страна ОЗ» Василия Сигарева, «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Зоология» Ивана И. Твердовского.
«Малый Спутник», который вырос уже в почти самостоятельный, полноценный культурный проект, предлагает молодым киноманам репертуар в трех возрастных группах: мультики для самых маленьких, большое кино для малышей, а также фильмы для молодежи.
Дополнительная активность
Кроме показов кинолент на фестивале будут проходить для молодых зрителей разнообразные игры, обучающие мастер-классы, спектакли и интересные разговоры о книгах. Среди них в том числе космические мастер-классы с «Планетой Анука», мастер-классы по шитью с «Формами и цветами», а также «Нежные чтения» в книжном кафе-клубе «Нежный варвар».
Моменты передышки от большого экрана будут заполнены концертами, выставками, спектаклями и мастер-классами. Траектория «Спутника» пройдет также через планетарий центра науки «Коперник», клуб «Очень, очень», «Биг бук кафе» и кафе «Гринвичский меридиан». Наши гости расскажут о плюсах и минусах польско-русской любви, путешествиях в места, куда добирается редкий медведь, а также о жительницах Санкт-Петербурга. Также здесь можно будет танцевать в ритме электронного бита на концерте группы «Мы», музыка которой — это смесь электроники и инди-попа с элементами психоделического рока. Запланирован и спуск в подземелья российского хип-хопа вместе с ди-джеем, писателем, знатоком российской музыкальной сцены Константином Усенко. С помощью мобильного приложения все участники фестиваля смогут перенестись в цифровую реальность на выставке картин оригинального художника из Санкт-Петербурга Алексея Андреева под названием «Отдельная реальность».
Смотрите также:
- «Кинотавр-2015»: первые премьеры русского кинофестиваля →
- Итоги Берлинале: жюри предпочло политике искусство →
- «Кинотавр-2015»: фильмы для проката и не очень →