Эпидемия коронавируса вновь сделала популярным триллер «Заражение», снятый Стивеном Содербергом в 2011 году. Число просмотров фильма увеличилось в тысячи раз, некоторые зрители называют его пророческим.
Вирус, с невероятной скоростью поражающий население планеты в фильме, и коронавирус COVID-19, с которым человечество сталкивается сейчас, действительно имеют некоторые сходства. Оба родом из Юго-Восточной Азии, оба мутировали, передавшись от животного к человеку.
Можно ли назвать «Заражение» пророческим? Прокомментировать наиболее яркие эпизоды фильма мы попросили экспертов: ученого-микробиолога из Челябинского государственного университета Светлану Андрееву и Александра Выгоняйлова, главного внештатного специалиста-эпидемиолога Министерства здравоохранения Челябинской области.
Общие впечатления
Блокбастер «Заражение» рассказывает о неизвестном вирусе, поражающем человечество. В фильме несколько сюжетных линий: одна из героинь погибает, заразившись в казино на другом континенте, следом умирает и ее сын. Пандемией охвачены все материки, азиатское население вымирает деревнями. Параллельно Всемирная организация здравоохранения и правительственные спецслужбы спешно разрабатывают вакцину. Население в панике громит магазины и аптеки. Счет идет на дни, число зараженных растет в геометрической прогрессии.
«Мне фильм понравился, — делится мнением Светлана Андреева. — По сравнению с другими зомби–апокалипсисами он реалистичен, компетентно доработан. Явных несоответствий между тем, что на экране, и тем, как пандемия могла бы распространяться в мире, могу назвать совсем немного. Подобный вариант развития событий, в принципе, возможен, но не с коронавирусом. Многое сегодня, в период пандемии коронавируса, зависит от журналистов, их подачи информации. Например, недавно услышала по телевизору, в том числе и от Елены Малышевой, что маски не спасают. Конечно же, спасают! Другое дело, что ими нужно пользоваться правильно, менять каждые два часа и соблюдать остальные противоэпидемические мероприятия: мыть руки, стараться не тереть нос руками, уменьшать число контактов с людьми. Стандартная медицинская маска не всегда может предотвратить заражение медработника, который контактирует с большим числом больных и сталкивается с высокой инфицирующей дозой, но в обычной жизни поможет. Плюс в фильме правдива основная мысль: вирусы мутируют чаще всего с помощью животных. Штаммы вирусов, циркулирующих среди животных, при тесном контакте с человеком могут мутировать».
«На меня фильм произвел гнетущее впечатление, — не соглашается со Светланой Александр Выгоняйлов. — В период эпидемии коронавируса его нежелательно смотреть людям слабонервным, с неустойчивой психикой. Нельзя сказать, что всё неправда. Берется какой-то факт, но он подвергается режиссерской обработке и превращается в слабое подобие истины. В фильме идет нагнетание ситуации. Показаны ужас и безысходность, но современные знания и система оповещения позволяют при наличии политической воли избежать таких сценариев».
Важный эпизод — мутация вируса
В фильме «Заражение» мы видим, как летучая мышь ест кусок банана, роняет остатки на пол и их съедает свинья. Повар готовит из свиньи блюдо, пожимает руку героини, которую сыграла Гвинет Пэлтроу, она заражается и умирает. Это один из ключевых моментов триллера, так якобы инфицируются первые больные.
«В фильме точно показано, как мы, люди, нарушаем экологию животных, — комментирует Светлана Андреева. — Мы видим кадры, как летучая мышь, которая раньше жила далеко от человека и домашних животных, селится ближе. Такое вполне возможно. Показано, как люди вырубают джунгли и летучие мыши вынуждены менять место обитания. Возможно, колония поселилась на животноводческой ферме. А вирус, например, к организму летучей мыши уже адаптировался, а свиньи — нет. Здесь нет ошибки создателей фильма, такое возможно. Но в фильме мы видим одну летучую мышь, а для мутации вирусов и их последующей адаптации к организму свиньи (и позже — человека) должна быть целая колония летучих мышей. У мышей больше нет дома, а висеть им где-то надо, и животноводческая ферма вполне подойдет. Как правило, именно в таких местах и селятся летучие мыши: днем там темно, крыша укрывает от света. А свиньи, поедая фекалии новых соседей, заражаются их вирусами. Процесс формирования новых вирусов, как правило, протекает небыстро, большая часть вирусов в организме нового хозяина погибает, и только единичные мутантные штаммы, которые смогли преодолеть межвидовой барьер, вызывают серьезные инфекции сначала у свиней, потом, через длительный процесс адаптации, — у человека.
В фильме вирус передается свинье через зараженную пищу. А дальше повар разделывает свинью, вытирает ладони о фартук, пожимает руку героини. В реальности первыми заболевают люди, постоянно контактирующие с больными животными: сотрудники животноводческих ферм, люди, участвующие в забое скота и разделке туш».
«Сцена с летучей мышью и свиньей, когда джунгли вырубают под фруктовые сады, — это, к сожалению, реальность сегодняшнего дня. Человек бездумно и безжалостно вторгается в дикую природу, — считает Александр Выгоняйлов. — Бедного поросеночка, побывавшего в контакте с летучей мышью, обрабатывает повар и грязными руками передает инфекцию женщине. Правда, тут одна — летучая мышь. Человек вторгается в природу. Но, чтобы произошла передача вируса, поросенок должен заболеть. Повар разделывает тушу, у него грязные руки, но опять же передать инфекцию может только уже заболевший. Он должен иметь проявления заболевания, не только грязные руки, но и чихать, кашлять и так далее. Инфекция может передаваться от животного, но больного. Для любой инфекции характерен скрытый инкубационный период, он может сокращаться до нескольких часов, но не минут или секунд. В частности, при COVID-19 инкубационный период от 2 до 14 дней, средний — 5-6 дней. А вот то, что заражение происходит при близком контакте, — это хорошо показано, это правда».
Распространение вируса: счет идет на дни
В фильме несколько раз показывают тела умерших людей. Они, как правило, лежат с открытыми глазами. Покойные как будто застывают. Есть сцена, где один из патологоанатомов, делающих вскрытие, видит что-то такое в основании черепа покойного, что советует коллеге подальше отойти от стола и созвать весь медперсонал.
«Во время вскрытия черепа врач увидел, скорее всего, массовое слияние клеток, — поясняет Светлана Андреева. — Это может свидетельствовать об очень сильном цитопатогенном действии вируса. При возможном разбрызгивании крови та маска, в которой они проводили вскрытие, конечно, не спасет. В таких случаях необходима маска с патроном, противогаз или изолирующий костюм (пневмокостюм). Это тоже, кстати, вполне реальная ситуация в том случае, если речь идет о цитопатогенном вирусе, но не о COVID-19: в ситуации с коронавирусом поражения клеток центральной нервной системы нет».
«Вероятно, врач видит поражение центральной нервной системы инфекционного происхождения, и это несвойственно для коронавируса, — говорит эпидемиолог Выгоняйлов. — Надо понимать, что коронавирус — это в первую очередь острое респираторно-вирусное заболевание. Начинается он при любом течении с катаральных явлений: кашля, одышки, подъема температуры. В фильме вирус распространяется молниеносно и очень заразен. Ни у одного вируса нет задачи полностью убить популяцию человека. Иначе на ком он будет паразитировать? Здесь нет сходства с коронавирусом, который появился в ноябре- декабре прошлого года, то есть эпидемия длилась четыре месяца и только в марте мы стали свидетелями пандемического распространения (ВОЗ объявила пандемию 11 марта 2020 г.). В „Заражении“ же счет идет на дни. Один из эпизодов — девушка-китаянка едет в автобусе, везет урну с прахом и тут же умирает. Еще более непонятно, почему так быстро умирает ребенок, сын женщины, которая якобы первой получила вирус после рукопожатия повара. Здесь снова нет сходства с коронавирусом: им, как известно, дети практически не болеют или болеют малосимптомно. Но они его переносчики, заражают своих пожилых бабушек и дедов, которые в силу возраста переносят его тяжело».
Заболеют не все?
В фильме некоторые действующие лица, например, муж умершей женщины, не заражаются вирусом при контактах с больными. У мужчины обнаружился естественный иммунитет к возбудителю.
«Это тоже не ошибка кинопроизводителей, — говорит Светлана Андреева. — Только непонятно, почему этот мужчина не носит маску, ведь он живет с дочерью. Он сам не заболеет, но, являясь носителем, представляет для нее угрозу. Вот этот эпизод как раз говорит о сходстве с коронавирусом. Для коронавирусной инфекции характерно большое количество здоровых носителей, которые перенесли инфекцию в лёгкой форме, со стёртой клиникой либо вообще без клинических симптомов».
«Не бывает такого, чтобы человек от рождения имел иммунитет к новому вирусу, — комментирует Александр Выгоняйлов. — Муж заразившейся женщины должен был переболеть, но в легкой форме. А стопроцентной смертности не дает ни один вирус, и уж тем более SARS-CoV-2, мы это видим по Уханю».
Распространение инфекции
В фильме есть эпизоды, когда вирус распространяется за несколько часов. Здесь сходство с коронавирусом отсутствует.
«Инкубационный период обязателен для любого вируса. Для SARS-CoV-2 это максимум 14 дней, для гриппа — 7. Но несколько минут, как в фильме, — это нереально, — комментирует Александр Выгоняйлов. — Если ты находишься на расстоянии метра-двух от больного коронавирусом, то ты не заразишься. В фильме люди умирают моментально или буквально через несколько шагов. При коронавирусе главное — гигиена рук. В фильме мы ничего подобного не видим. Безусловно, что-то в кинокартине совпадает: при любой пандемии, и коронавирусе в том числе, если вводится карантин, то объекты охраняются и силовыми структурами, полицией, военными. Эпизод, где не хватает продуктов, не похож на нынешнюю ситуацию. Мы видим и слышим, что и в тех странах, где есть карантин, даже в Ухане в разгар эпидемии, люди сами ходили в супермаркеты. Да, при входе измеряли температуру, человек должен был использовать средства защиты, но он сам покупал продукты и уходил домой».
Вакцина
В фильме есть эпизод, где сотрудник правительственной организации отдает свою вакцину ребенку рабочего. Возникает вопрос: если в кино настолько сложно заполучить драгоценную вакцину, ждет ли нас то же самое с коронавирусом? Идет разработка этой вакцины, но хватит ли ее на всех?
«Герой решил проявить благородство и отдал свою вакцину, но он теперь рискует жизнью, — комментирует микробиолог. — Он носит браслет как привитый, но он же не защищен».
«Вакцина нарабатывается массово, — отвечает эпидемиолог. — Так, к сезонному гриппу мы готовы вакцинировать большинство населения. Другое дело, что в первую очередь прививают тех, кому это необходимо: медиков, беременных женщин, а также контактирующих с большим количество людей по работе, лиц старше 60 лет и имеющих хронические заболевания, такие, как сахарный диабет, сердечно-сосудистые. Именно такой подход и обеспечивает равномерность получения препарата и позволяет избежать показанной в фильме ситуации».
На 130 день в фильме была уже готова вакцина. Конечно, это слишком короткий срок, считает Александр Выгоняйлов. «Мы в случае с COVID-19 ждем вакцину не ранее IV квартала текущего года. Проблема не в создании вакцины как таковой, тем более прототипы вакцины на данный момент созданы и в России, и в других странах. Необходимо время, чтобы убедиться в ее эффективности и безопасности. Исследования начинаются на животных, а затем следуют добровольцы».
По мнению Выгоняйлова, не соответствует действительности эпизод, где медсестры отказываются ухаживать за больными: «У нас такое возможно, только придется попрощаться с профессией. Но задача наших организаторов здравоохранения — в полном объеме обеспечить их средствами индивидуальной защиты, научить их правильно и грамотно использовать.
Еще хочу выделить эпизод, который ну очень характерен для современной России. В фильме заболевает грамотный врач, женщина, которая смогла все организовать, открыла госпиталь в спортзале. Но ей отказывают в транспортировке в больницу, где могут спасти: в легкой форме заболел конгрессмен, и транспортировать будут именно его. К сожалению, я уверен, если бы это имело место сейчас у нас, случилось бы то же самое. Врачи умирают чаще всего. В Италии из строя вышли 30 процентов специалистов. А ведь они — главное, что может помочь спасти от вируса».
Какой это все-таки вирус?
Когда смотришь фильм, задумываешься: какой все-таки вирус имел в виду сценарист?
«Безусловно, это выдумка, — комментирует эпидемиолог. — Конкретно такого заболевания, как мы видим в фильме, не было и нет. Там взято что-то от атипичной пневмонии, о чем в фильме и упоминается. Но надо помнить, что при ней вирус так быстро не распространялся: он поразил всего около 30 стран. Но атипичная пневмония имела больший процент летальных случаев, чем коронавирус: около 10% (летальность при новом коронавирусе — в целом около 4%).
Вируса, подобного показанному в фильме, никогда не существовало. Неправдоподобно, что он может передаваться от здорового к здоровому, например, через руку, которую повар вытер. Выдумана, конечно, и скорость распространения. А вот совершенно правильно показан путь передачи вируса: от одного к другому (контактный). Женщина в казино дает мужчине фишки, он заражается, от него в метро дальше идет вирус и так далее. Просто так быстро это не происходит».
Работа эпидемиологов сродни деятельности детективов
Эпидемиологи, расследуя путь заражения, разыскивая контактных лиц, в «Заражении» рассматривают видеозаписи из ресторана, где произошел контакт повара и умершей женщины. Действительно ли так тщательно разыскиваются все возможные контактные больные? Похоже ли это на реальную работу эпидемиологов?
«Да, эпидемиологи тщательно разбирают все случаи возникновения инфекции и стараются как можно быстрее оповестить и при необходимости изолировать всех контактных лиц.
Мне понравилось, как в фильме показано устройство лаборатории четвертого уровня. Помещения, скафандры, все очень реалистично, — рассуждает Светлана Андреева. — Поскольку в фильме выращивается живая вакцина, то она вводится интраназально, то есть через нос. А при инъекции обычно вводят убитый вирус (чаще всего даже не вирусные частицы, а их компоненты). Здесь все совершенно верно. А вот то, что вакцину отдают на руки, — это, конечно, вымысел. Поскольку герой фильма работает в правительственных органах, он смог получить вакцину домой. Но на самом деле ее ставят медики в медицинских учреждениях».
Возможен ли такой сюжет в развитии SARS-CoV-2?
«Заражение» ставит перед зрителем главный вопрос: возможен ли вирус со смертностью 20 процентов и огромной поражающей мощью в современном мире?
«При ближневосточном вирусе MERS, а это тоже коронавирус, смертность вообще достигала 34 процентов, — объясняет Выгоняйлов. — Он появился на Аравийском полуострове в 2012 году, но распространение ближневосточного респираторного синдрома прекратилось. Возможно, что когда-то и COVID-19 превратится в сезонную инфекцию. У людей будет вырабатываться к нему иммунитет, как и к трем другим коронавирусам, которые сейчас циркулируют в человеческой популяции».
Лекарство от вируса
Так есть ли препарат, эффективный против страшного вируса в «Заражении»? О нем в фильме говорит скандальный журналист.
«Непонятно, зачем в фильме громят аптеки, — комментирует Андреева. — Если лекарства нет, то, что люди хотят в них найти? Большую долю негатива несет паника населения. Толпа сносит друг друга, в ней могут быть и зараженные. Препарат, который озвучивает журналист, называется „Фарсития“, то есть „фарс“, „фальсификация“. Конечно, и сейчас найдутся мошенники, которые хотят заработать на коронавирусе. И они найдут какую-то травушку-муравушку, хоть аптечную ромашку и календулу, и скажут, что это препараты от вируса. Надо понимать, что и для других вирусов существующие лекарства в основном не приводят к абсолютному освобождению организма от вируса, а сдерживают проявление инфекции. Наш лучший помощник — наша иммунная система. Поэтому разработка вакцины играет очень важную роль в борьбе с вирусными инфекциями».
«Препарат в фильме имеет выдуманное название, — говорит Александр Выгоняйлов. — И от SARS-CoV-2 есть лекарства. В том числе один противомалярийный препарат показал свою эффективность в лечении COVID-19, рибавирин, ряд препаратов, которые используют при лечении ВИЧ-инфекции. Другой разговор, что эти препараты не доказали свою эффективность для профилактики. Прошло еще совсем немного времени, и меры не наработаны. Единственная профилактика, стоит напомнить, — это универсальные меры: мой руки, защищай органы дыхания, избегай мест массового скопления людей. При первых проявлениях ОРВИ вызывай врача и не ходи на работу. Если мы сейчас все завозные случаи выявим в условиях их изоляции и не будем сами выезжать в страны, где регистрируется COVID-19, это даст хорошие результаты в предупреждении распространения коронавируса».