Шурик не получился. Судьба молодых актеров фильма Гайдая «Спортлото-82»

«Спортлото-82». © / Кадр из фильма

В советские времена звания и прежние заслуги совсем не были гарантией от дружеской товарищеской критики, если режиссер оступался и выдавал не очередной шедевр, а что-то проходное и не слишком вечное. Так произошло с Леонидом Гайдаем — одним из лучших комедиографов страны в 60-е и начале 70-х годов, снявшим три из десяти самых кассовых советских фильмов. Все помнили и цитировали его «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку», смеялись над похождениями героев фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» или «Не может быть!». Но к концу 70-х всё изменилось.

   
   

По слухам, тогда у Гайдая случился конфликт с тогдашним председателем Госкино СССР Филиппом Ермашом, из-за чего две новые работы мэтра — «Инкогнито из Петербурга» и «За спичками» — буквально не добрались до зрителя. Исправить отношение начальства и вернуть былой кураж должна была новая комедия режиссера — «Спортлото-82».

Хотя эта картина и была явным заказом главной государственной лотереи, Гайдай подошел к её созданию почти так же, как в своё время — к «Операции Ы». То есть пригласил на главные роли молодых, не слишком «засвеченных» актеров, им в помощь позвал тех, с кем уже работал. Только сценарий делали не Яков Костюковский и Морис Слободской, а сам Гайдай в соавторстве с драматургом Владленом Бахновым, с которым они работали со времен «Двенадцати стульев» — это был их шестой (и последний) совместный фильм.

Критикам «Спортлото-82» тогда не понравилось. Зрители реагировали чуть более добродушно, благодаря им фильм стал лидером проката 1982 года; его посмотрело 55,2 млн человек. Для сравнения — этот показатель у «Бриллиантовой руки» был 76,7 миллионов. Правда, к опытным Михаилу Пуговкину, Михаилу Кокшенову или Бориславу Брондукову претензий не было ни у кого. Но молодежь Гайдая откровенно подвела — или же он не смог раскрыть их в полной мере, слишком увлекшись созданием нового «Шурика».

Альгис Арлаускас

Роль: Константин Луков

На момент съемок фильма Арлаускасу было 24 года. В 1978-м он окончил Щукинский театральный институт, работал в московском ТЮЗе. До работы с Гайдаем Арлаускас снялся в нескольких фильмах; в 1981-м он сыграл роль второго плана в картине «Берегите женщин». Кажется, по замыслу Гайдая его Костя должен был стать новым Шуриком — таким же рассеянным, увлеченным книголюбом, который случайно встречает свою любовь в поездке на юг. Но что-то не сложилось — прежние приемы не сработали, образ не сложился, и Шурика не получилось. После «Спортлото-82» Арлаускас появился ещё в нескольких проектах, окончил режиссёрский факультет ВГИКа, а в 1991 году вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, уехал в Испанию, на родину матери. Вёл актерскую школу, снимался в испанских и российских сериалах («Анна-детективъ»).

Светлана Аманова

Роль: Татьяна Пегова

   
   

Аманова была ещё моложе Арлаускаса. Она в 1981 году окончила Щепкинское училище, но уже имела в активе и главную роль — в музыкальном фильме «Путешествие будет приятным». И если Костя пытался стать Шуриком, то Таня явно планировалась на роль новой Нины — спортсменки, комсомолки и просто красавицы. Но пара Арлаускаса —Амановой сильно уступала паре Демьяненко — Варлей, хотя песню Таня тоже пела (не она сама и не Аманова, конечно, а певица Ксения Георгиади). После «Спортлото-82» карьера Амановой в целом сложилась — она играла в Малом театре, иногда снималась в телесериалах («Простые истины», «Бедная Настя», «Маргоша»), а в 2006 году стала народной артисткой России.

Денис Кмит

Роль: Павел, жених Татьяны

Кмит был биологическим сыном актера Николая Гриценко; его усыновил другой актер, Леонид Кмит (Петька из «Чапаева») — второй муж его матери, фотографа Галины Кмит. Впервые на экране он оказался в возрасте восьми лет — в 1967-м снялся у Евгения Матвеева в ленте «Цыгане». Окончил Школу-студию МХАТ и сразу же получил приглашение в фильм к Гайдаю. Роль Павла была совсем не главной, это был персонаж второго плана, хотя в предыдущих работах режиссера (в той же «Операции Ы») «выстреливали» даже такие герои. Впрочем, само участие в этом фильме могло стать началом хорошей карьеры — но Кмит ушел в армию, где получил серьезную травму спины и к актерской профессии так толком и не вернулся. В 1992-м он сыграл главную роль — прикованного к инвалидной коляске — в картине Сергея Гурзо-младшего «Ка-ка-ду»; в 1999-м — похожего героя в боевике «Поворот ключа». В основном занимался творчеством — писал картины, стихи, сценарии. Скончался летом 2019-го на 60-м году жизни; уже взрослым он узнал, что у него есть дочь от недолгих отношений начала 80-х, но разыскивать её он не стал.

Луиза Мосендз

Роль: секретарша директора турбазы Алла Дмитриевна

Ещё одна молодая актриса в роли второго плана. Мосендз в 1981-м окончила Щепкинское театральное училище, поступила в труппу театра Советской армии, а роль в «Спортлото-82» стала для неё дебютом в кино. Она сыграла в паре с Брондуковым — тот был директором с плохой памятью, а Мосендз — его секретарем, которая помогает начальнику правильно выполнять обязанности. Этот дуэт был, пожалуй, одной из удач фильма Гайдая, но закрепить своё положение в кинематографе актриса так и не успела. Она снялась в нескольких «перестроечных» проектах («Катала», «СЭР»), иногда появлялась в сериалах, а с 2012 года стала непременным участником сериалов цикла «Мосгаз», где играла роль эксперта-криминалиста Зинаиды Кац.