Весной 1973 года режиссер Василий Шукшин начал съемки фильма «Калина красная», в котором сам сыграл главную роль. Когда в 1974 г. картина вышла на широкий экран, она стала рекордсменом кинопроката — ее посмотрели 62,5 млн зрителей. Но сам Шукшин об этом уже не узнал — он скоропостижно ушел из жизни в октябре того же года. Aif.ru собрал интересные факты о съемках фильма. Многие из них оказались столь же трагичные, как и сам сюжет картины.
Как Шукшина обмануть хотели
По сюжету главный герой, вор-рецидивист Егор Прокудин, выходит на свободу и едет в деревню к Любе Байкаловой, с которой переписывался, отбывая наказание. Сюжетная линия с Любой и ее родственниками начинается ссорой, но позже Егору удается завоевать доверие женщины и односельчан. Он устраивается работать водителем в колхозе, хочет осесть в деревне. Егор открывает Любе тайну, что живущая на окраине старуха Куделиха — его мать, которая не видела его с юности. Рассказывая это, он плачет. Прокудин навещает пожилую женщину, но не решается признаться, кто он, а сама она сына не узнала. Егор откладывает признание на потом, но этого «потом» не случается. Банда, которая не смогла простить Егору, что он завязал с криминалом, приезжает в деревню и убивает главного героя. Брат Любы устраивает за ними погоню и таранит своим грузовиком легковушку с бандитами.
В картине из уст главного героя звучит фраза «шаркнули по душе». Фильм действительно снят настолько пронзительно, что «шаркнул по душе» миллионам зрителей. А вот киноначальство с самого начала ставило Шукшину палки в колеса. У режиссера были жесткие условия и по срокам, и по финансам, и по количеству отпущенной ему кинопленки. А когда материал был отснят и пленку отправили на проявку в Москву, злопыхатели наврали Шукшину, что все отснятые бобины — сплошной брак. За ту неделю, пока не выяснилась правда, Шукшина чуть инфаркт не хватил. Слава Богу, все подобные сообщения оказались ложью.
Как у Гурченко с ролью не сложилось
Роль буфетчицы Люсьен и по совместительству участницы криминальной банды Шукшин собирался отдать Людмиле Гурченко. Но его оператор Анатолий Заболоцкий посоветовал взять Татьяну Гаврилову. У этой известной актрисы в тот момент начались проблемы с алкоголем, и коллеги надеялись, что работа будет держать Татьяну в рамках и поможет ей вылечиться от распространенного в актерской среде недуга. Действительно, Гаврилова прекрасно снялась в первых сценах, а дальше, увы, сорвалась... Шукшин мог бы сменить актрису, но он не оттолкнул Гаврилову, помог ей довести роль до конца. Для этого ему пришлось применять режиссерские уловки, которые не позволили зрителям догадаться, что происходило за кадром.
Как недоброжелатели чуть график съемок не сорвали
На роль старухи Куделихи, матери Егора Прокудина, съемочная группа ждала из Москвы прославленную Веру Марецкую. Перед запуском картины легендарная актриса дала Шукшину согласие. Она прочла сценарий, написанный все тем же Шукшиным, и он ей понравился. Но когда пришло время сцен с ее участием, неожиданно для режиссера актриса отказалась. Вера Петровна сослалась на нездоровье, но позже стало известно — поработали все те же злопыхатели, завидовавшие таланту Шукшина и считавшие его деревенским выскочкой. Недоброжелатели наговорили Марецкой «с три короба», что, мол, играть она будет на площадке чуть ли не сумасшедшую старуху. Перевернули все с ног на голову. Они надеялись сорвать график съемок и тем самым поставить крест на картине. За один-два дня действительно было нереально найти хорошую исполнительницу для столь сложной драматической роли. Но Шукшин выход нашел.
В деревне, где шли съемки фильма, Шукшин сразу заприметил одинокую бабушку Ефимью Ефимьевну Быстрову. Приходил к ней пить чай, беседовал о жизни. А декораторам пришлась по душе ее деревенская изба — иконы в старинных окладах: Спас, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец. Сцены с Верой Марецкой собирались снимать именно в доме Быстровой. А в итоге решили снять саму Ефимью Ефимьевну. Предложили бабушке рассказать о своей жизни. Камеру поставили подальше, чтобы не смущалась.
Бабушка рассказывала про свою судьбу, отвечая на заранее составленные Шукшиным вопросы. Задавала их Лидия Федосеева-Шукшина, супруга Василия Макаровича, сыгравшая главную героиню. Так получили аудиодорожку. Были сняты и необходимые кадры. Сняли все за один день.
Старушка рассказала, как поднимала сыновей, как они воевали на фронтах Великой Отечественной. Один погиб во Львове, второй пропал без вести. «У меня сыновей теперь один... Три погибли...» — говорит она в конце. Восемнадцать лет бабушка Ефимья искала младшего сына, да так и не нашла... История из жизни удивительно совпадала с судьбой киногероя Егора Прокудина, которого родная мать не видела с юности.
Кадры с «киномамой» Шукшина вызывали у зрителей в зале слезы. Сыграть так было невозможно. Так можно было только прожить.
Как члены съемочной группы обокрали старушку
Оператор «Калины красной» Анатолий Заболоцкий в мемуарах позже вспоминал, что ряд членов съемочной группы некрасиво поступили с этой бабушкой — фактически обокрали доверчивую старушку. «Перед отъездом из экспедиции я забежал к Ефимье Ефимьевне. В углу избы остался один маленький бумажный образок (до этого там были иконы в старинных образах — Ред.), приклеенный к доске, и лампочка Ильича теперь голо свисала с потолка, — вспоминал Заболоцкий. — Хозяйка с улыбкой, как на съемке, объяснила: „Так ведь ваши забрали, говорят, еще снимать будут... вот и деньги оставили“. Собиратели икон, сотрудники Мосфильма, обобрали бабушку».
По словам Заболоцкого, собирательство тогда буквально захлестнуло «мосфильмовцев». Автобус со съемочной аппаратурой был забит самоварами и медной посудой. И снова все решили свалить с больной головы на здоровую, обвинив во всех грехах Шукшина. «На студии по возвращении из экспедиции пошел слух: Шукшин вывез все иконы и самовары из Белозерья. Но когда прознали, как начал накаляться Шукшин, чтобы ударить по собирателям, молва, как по команде, заглохла», — писал Заболоцкий.
Анатолий Заболоцкий был единственным из группы, кто после смерти Шукшина интересовался судьбой старушки Быстровой. Спустя два года после съемок он приехал ее проведать и узнал трагическую новость: Ефимья зимой замерзла на печке. «Избушка одна осталась. Я обошел ее вместе с дедом, между стекол в окне боком лежал выгоревший портрет Шукшина с корочки „Советского экрана“», — вспоминал Заболоцкий. Местные жители рассказали, как в доме старушки после ее смерти все деньги искали, даже обои везде отодрали, кто-то пустил слух, что Шукшин своей киномаме много денег оставил.
Как чудом избежали трагедии
В финальной сцене на пароме, когда грузовик брата Любы настигает машину бандитов и таранит ее, должен был участвовать столичный каскадер Корзун на иномарке. Он действительно приехал, тренировался, но что-то пошло не так. Задачу каскадер не выполнил. Тогда за нее взялся местный таксист и гонщик-автолюбитель. Эта попытка обошлась ему двумя сломанными ногами. Случилась беда и с самосвалом, участвовавшим в съемках, — он съехал с дороги. К счастью, на его пути оказались ограничительные столбики, а иначе скорости самосвала хватило бы бросить такси на паром и изувечить находящихся там людей. Все вздохнули с облегчением, что смогли избежать катастрофы. А сцену с погоней в итоге смонтировали.
Слова Шукшина из картины, которые звучат как завещание
В конце работы над картиной снимали сцену шикарного застолья, которое устроил недавно освободившийся рецидивист. В ней Шукшин на крупном плане произносил: «Граждане, что же мы живем, как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают. Давайте дружить». По воспоминаниям Заболоцкого, было отснято всего два дубля. И во время второго Шукшин произносил слова «Вы же знаете, как легко помирают», упершись взглядом в стекло объектива.
Сцену смонтировали именно с этим дублем. И взгляд Шукшина, и эти его слова будоражили, выворачивали душу зрителя наизнанку. Уже перед сдачей картины директор «Мосфильма» Николай Сизов, благодаря которому вообще и стали возможны съемки, попросил Шукшина: «А этот разговор о смерти ты убери... действует... болезненно!» Сизов сделал это из лучших побуждений, не хотел накликать беду. И Шукшин согласился. Но в жизни случилось все так, как пророчески заметил герой «Калины красной». Невероятный успех фильма совпал со смертью его автора — великого писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина.