Счастье на фоне кошмара. Рецензия на сериал «Зулейха открывает глаза»

Роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» вышел в мае 2015 года и сразу наделал много шума. О книге спорили, её ругали и хвалили. Кому-то не нравилось, как показаны репрессии 1930-х, кому-то, наоборот, — татарский быт тех лет. Роман называли феминистическим, потому что главной его героиней была женщина, и антифеминистическим — потому что эта главная героиня постоянно, что в татарской деревне, что в ссылке, живет для других, а не ради себя. Но в том же году «Зулейха...» получила две престижные литературные премии, — «Большую книгу» и «Ясную поляну» — и это немного притушило критическое отношение к содержанию.

   
   

Экранизация романа была задумана сразу после триумфа книги: канал «Россия 1» выкупил права на съемки сериала, который должен был пополнить его коллекцию фильмов, снятых на основе классической и современной литературы. Таких экранизаций на канале действительно много, достаточно вспомнить относительно недавние «Ненастье» и «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Правда, «Зулейхе...» пришлось идти к зрителям довольно долго: сериал начали снимать еще в 2018-м, анонсировали на телесезон-2018/19, но в итоге отложили на год.

Главная героиня романа и фильма — татарка Зулейха (Чулпан Хаматова). Она живет в глухой татарской деревне, безропотно выполняет приказы мужа Муртазы (Рамиль Сабитов) и свекрови Упырихи (Роза Хайруллина) и считает себя никчемной: четыре её дочери умерли во младенчестве, и родить долгожданного наследника ей не удается. Но в 1930 году всё меняется: до их глуши добирается отряд под командованием Ивана Игнатова (Евгений Морозов), которому поручено провести раскулачивание. Муртазу убивают, а Зулейху — вместе с другими «кулаками» — отправляют в ссылку в Сибирь.

Дорога в ссылку оказывается тяжелой. В поезде, в котором едет и Зулейха, постоянно умирают люди, ставший комендантом Игнатов не знает, когда их путь закончится, и лишь ведет учет погибших. Но в итоге они оказываются в Красноярске, а оставшихся в живых на барже отправляют создавать поселок на Ангаре. Это плавание заканчивается еще одной трагедией: баржа тонет, большая часть ссыльных погибает, и немногие выжившие во главе со все тем же Игнатовым должны обеспечить выполнение намеченного плана. Все, в том числе и Зулейха, которая обнаруживает, что беременна.

В романе Яхина поделила жизнь своей героини на два совершенно разных отрезка. Её существование в семье мужа было убогим, и ни о каком счастье там не было и речи; собственно, за это «Зулейху...» критиковали в Татарстане. А вот в ссылке она оказалась в окружении столичной интеллигенции: на берегах Ангары вместе с нею жили, например, врач Лейбе (Сергей Маковецкий), который лишился рассудка, но не потерял навыков, учёный из Петербурга Константин Арнольдович (Александр Сирин) и его жена Изабелла (Елена Шевченко), художник Иконников (Дмитрий Куличков), которого оклеветал завистливый коллега.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия 1»

Все они будут наставниками Зулейхи и её маленького сына Юсупа: любознательный мальчик получит в поселке Семрук (так ссыльные назвали свое поселение) образование, которое вряд ли получил бы в татарской деревне. Конечно, не обходится без ложки дегтя: например, среди жителей поселка оказывается и «социально близкий» преступник Горелов (Александр Баширов), но и его знания иногда могут пригодиться остальным.

Такое окружение делало Зулейху едва ли не счастливой, и её счастье на фоне неизбывного кошмара ссылки вызывало наибольший когнитивный диссонанс и у читателей, и у критиков.

   
   

«Раскулачивание было огромной трагедией, а для Зулейхи это стало ещё и сломом всей её привычной жизни. И я как автор позволила ей быть счастливой на поселении», — объясняла Яхина свой подход в интервью «АиФ».

Сериал, видимо, тоже будут критиковать именно за это, поскольку экранизация романа сделана с большим уважением к оригинальному произведению и едва ли не дословно повторяет повествование — вязкое и тягучее, кажущееся надоедливым, но при этом удивительным образом затягивающее. Затягивает и фильм, снятый Егором Анашкиным («Кровавая барыня»): при всей неторопливости действия он буквально притягивает внимание даже тех, кто хорошо знаком с книгой.

Фото: Пресс-служба телеканала «Россия 1»

«Когда я прочитала роман, он просто макнул меня в мое детство, которое было как-то затерто, забыто под ворохом других лет и впечатлений. Я прямо туда нырнула и поняла, что я ни разу с детства не вспоминала эти сказки о Шурале. И тут я прямо там оказалась, за что благодарна Гузели», — признавалась Чулпан Хаматова.

Конечно, у экранизации и романа есть отличия. Например, создатели сериала обещают чуть более подробную любовную линию, которой Яхина отвела, пожалуй, слишком мало места; будет расширена линия Настасьи (Юлия Пересильд), сотрудницы ОГПУ, бывшей подчиненной и бывшей любви Игнатьева. Изменения, пожалуй, не слишком масштабные по сравнению с трагедией раскулаченных и ссыльных, но, возможно, они сделают историю Зулейхи и её новых знакомых чуть более личной. Хотя в том, что Зулейха всё равно будет счастливой, сомневаться не приходится.