Сейчас завершаются съёмки нового 12-серийного фильма «Зорге», рассказывающего о выдающемся разведчике, Герое Советского Союза Рихарде Зорге. Роль человека-легенды досталась актёру Александру Домогарову. Создатели картины сочли, что он схож внешне с известным разведчиком. Премьера состоится на одном из федеральных каналов.
О том, кем действительно был Рихард Зорге, какова его роль в истории, кого он любил, ненавидел и какие подвиги совершил, «АиФ» рассказал режиссёр-постановщик фильма «Зорге» Сергей Гинзбург.
Сергей Грачёв, «АиФ»: Сергей Владимирович, к персонажам советского прошлого режиссёры и продюсеры сегодня обращаются часто. А что лично вас подтолкнуло снять картину о человеке, который погиб более 70 лет назад?
Сергей Гинзбург: Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Наверное, это в том числе и попытка найти пульс сегодняшнего дня. Есть герои, про которых мы забыли. И, мне кажется, забыли умышленно, потому что соответствовать им не можем. А раз мы не можем им соответствовать, то их как бы и не было. Мы маленькие, а Зорге — фигура высокая, и до него ещё надо дотянуться. Помните известное изречение: «Великие люди кажутся великими лишь потому, что мы стоим на коленях. Так поднимемся же!»? Мы должны помнить таких героев, как Зорге, и рассказывать о них.
— Какой период жизни легендарного разведчика лёг в основу картины?
— Основное действие фильма происходит перед самым началом Второй мировой войны в Токио, где Зорге работает как немецкий журналист. Зорге очень точно чувствовал и понимал, что Европа катится к войне. И он — человек, ненавидевший войну как фронтовик, прошедший юношей Первую мировую — делал всё, чтобы эту войну остановить.
— Считается, что главный подвиг Зорге состоял в том, что он сообщил Сталину точную дату начала войны. После погружения в эту историю вы считаете, что это правда?
— Существует огромное количество мифов о Зорге. И тот, о котором вы говорите, — лишь один из них. Тут всё не так просто. Зорге действительно сообщил Сталину о том, что Гитлер нападёт на СССР 22 июня. Но эту информацию Сталин получил не только от Зорге.
— Тогда в чём его главный подвиг, на ваш взгляд?
— Главный подвиг Зорге состоит в том, что он сделал всё для того, чтобы Япония не вступила в войну с Советским Союзом. Он ведь был не просто разведчиком, добывавшим информацию. Он был блестящим аналитиком, геополитиком и агентом влияния. Телеграмма, которую он отправил в Центр осенью 1941 года, изменила весь дальнейший ход войны. В ней Зорге сообщал, что война Японии против СССР до весны 1942 года исключена.
В это время немецкая армия уже стояла под Москвой. Падение столицы означало бы политическую смерть Советского Союза. Исход битвы решила телеграмма Зорге: Сталин неожиданно для немцев перебросил под Москву с Дальнего Востока несколько дивизий (на самом деле — больше 20 дивизий, — ред.): свежих, воевавших, обученных, хорошо экипированных для зимы. Но, для того чтобы их снять, надо было быть уверенным в том, что японцы не ударят нам в тыл на Дальнем Востоке. И вот эту работу вёл Зорге. И я думаю, что это один из главных его подвигов.
Женщины вокруг него падали и в штабеля укладывались
— Мы знаем Зорге как некоего супермена, человека-легенду. А каким он был в жизни, исходя из того, что удалось раскопать вам?
— Он был человеком незаурядным. Очень сложным, противоречивым, азартным и безумно талантливым. Причём он обладал и талантом журналиста, и талантом разведчика, и талантом мужчины. Почему к нему тянуло женщин, понятно: человек, обладающий такой заряженностью, не может не притягивать к себе противоположный пол. И он это отлично знал, чувствовал. У него было ощущение своей особой миссии. Что самое главное, он был верен своим идеалам, за которые отдал жизнь.
— А какие идеалы у него были?
— Коммунистические. Это может показаться странным сегодня, но идеи коммунизма были безумно популярны в мире в начале прошлого века. Множество людей самых разных стран их разделяло. Эти идеи воспринимали как понятие высшей справедливости и свободы. Коммунисты ведь проповедовали равенство, свободу, были против угнетения одних людей другими. Для Зорге Советский Союз был первым в мире коммунистическим государством, абсолютным идеалом: тем, к чему, он стремился.
Человек с красивой жизнью и красивой смертью
— Выбор актёра на главную роль был сложным? Или вы сразу предложили её Александру Домогарову?
— Александр Домогаров — выдающийся артист. Хотя, конечно, свою роль сыграло и его портретное сходство с Зорге. Домогаров очень серьёзно подошёл к этой роли, провёл большую исследовательскую работу, пытаясь понять, что двигало этим незаурядным человеком, во имя чего он рисковал жизнью и погиб.
— В вашем фильме снимается много японских актёров. Почему для вас оказалось принципиально важно взять не наших артистов, а именно людей этой нации?
— Японские актёры очень собранные, ответственные, по-японски тонкие. Можно найти внешне похожего актёра, но сложно человеку вне этой культуры сыграть внутреннюю сдержанность и достоинство, которые у японцев в крови. Когда съёмки проходили в Москве, мы даже на маленькую роль старались искать японцев.
— А как сами японцы относятся к личности Рихарда Зорге? Для них он был врагом.
— С большим уважением. Мне было интересно узнать, почему Зорге, который в Японии занимался шпионажем в пользу Советского Союза, так почитаем и популярен там. И японцы мне ответили на этот вопрос крайне просто: «Мы благодарны Зорге за то, что он не допустил войны Японии с Советским Союзом». Точка! И ещё для японцев очень важно, как человек умер: достойно или нет. У них есть понимание «красивой смерти», это часть японской культуры. Так вот, для них Зорге — человек с красивой жизнью и красивой смертью.
— Без романтической линии в фильме о Зорге обойтись, наверное, невозможно. Я прав?
— Конечно! Центральная линия картины — это история его отношений с молодой японкой Ханако Исии. В нашем фильме её играет талантливая японская актриса Шион Накамару. Это реальная история любви и преданности. До самой смерти Ханако ухаживала за могилой Зорге, написала книгу «Зорге как человек», популярную в Японии, и сделала очень многое для увековечивания его памяти.
Вторая история — взаимоотношения Рихарда Зорге с Гельмой (её играет Виктория Исакова), женой немецкого посла в Японии Эйгена Отта (Андрей Руденский), с которым Зорге дружил и от которого получал много ценной информации. Здесь мы добавили, конечно, некоего вымысла. На примере этих двух женщин мы хотим показать эту «магию» Зорге.
Без помощи японцев было не обойтись!
— Насколько для вас было важно соблюсти историческую достоверность в фильме?
— Наш фильм нельзя назвать абсолютной реконструкцией. Всё-таки это не документальный проект, а художественный. Некоторые события и персонажи, естественно, вымышлены. Мы пытаемся понять дух, суть жизни Зорге. Мы не претендуем на абсолютную историческую достоверность. Просто из всего существующего массива информации об этом разведчике выбирали какие-то версии, которые казались нам наиболее красивыми и убедительными. Но при этом мы остаёмся максимально точны в деталях, стараемся соблюдать и хронологию, и достоверность фактов.
— А где снимали: в пределах России или выезжали ещё куда-то?
— Съемки проходили в несколько этапов. Один из них проходил в Шанхае. Сейчас заканчиваем съёмочный период в павильонах компании Star Media. Специально для проекта шилась форма японских полицейских: у нас есть специалист-консультант, который следит за тем, чтобы она соответствовала тому времени. Кимоно мы привозили из Японии, и японцы учили нас, как правильно их надевать.
— Вы в сериале выступаете не только как режиссёр-постановщик, но и как актёр: играете высокопоставленного офицера СС Шлезингера, «копающего» под Зорге. Что это за персонаж? Он реальный?
— Шлезингер — это некий собирательный образ. Хотя у него есть прототип: Йозеф Мейзингер, который за участие в создании Варшавского гетто получил прозвище «Варшавский мясник». С апреля 1941 года он занимал должность атташе при германском посольстве в Токио и действительно подружился с Рихардом Зорге, став для него одним из важных источников информации.
В сериале их отношения складываются несколько иначе, чем было на самом деле. Я, то есть Шлезингер, пытаюсь завербовать Зорге, заставить его работать на себя, собираю на него компромат, подозревая, что он не тот, за кого себя выдаёт. И в то же время я с ним дружу, пью пиво, обмениваюсь информацией. Хотя, подозреваю, что Зорге сыграл не последнюю роль в том, что немецким послом назначен не мой персонаж, а Эйген Отт.