Развод по-советски. Пять фильмов про измены в СССР

Олег Басилашвили и Наталья Гундарева, «Осенний марафон», 1979 год. © / Кадр из фильма

Советские кинематографисты творили в духе социалистического реализма и старались отражать на экране то, что происходило в реальной жизни. Например, в СССР к 1980-м годам распад семей превратился в огромную проблему — если лет за 30 до этого показатель разводов был минимальным, то уже в 1980 году он достиг 40%, а максимум расторжений браков отметили в 1983-м, когда распался миллион семей. Разумеется, все это было отражено и на экране, причем в самых массовых хитах того времени. Иногда это делалось осторожно. Так, в «Иронии судьбы» адюльтер был делом случая и касался двух пар, еще не зарегистрировавших свои отношения, а в «Москва слезам не верит» героиня изначально воспитывает дочь одна — и одновременно делает успешную карьеру на производстве. Но чаще киношники говорили о проблеме прямо.

   
   

«Осенний марафон», 1979

Фильм Георгия Данелии — один из самых ярких кинорассказов о том, что измена — не всегда результат каких-то обдуманных действий. Главный герой (его играет Олег Басилашвили) — уже пожилой, долго проживший в браке (жену играла Наталья Гундарева), нерешительный переводчик, у которого связь на стороне. Любовница (Марина Неёлова) требует от него каких-то шагов, но он не может выбрать тот путь, который должен стать верным. И даже попав в сложную ситуацию, где уже необходимо сделать выбор между двумя женщинами, он уклоняется от него.

«Вокзал для двоих», 1983

Этот фильм стал завершением «любовной» трилогии Эльдара Рязанова, начатой «Иронией судьбы» и «Служебным романом». Правда, в нем измена — вернее, та сторона, которой изменяют, остается почти «за кадром». Главный герой — пианист Платон (все тот же Басилашвили), который, по его словам, взял на себя вину за автоаварию со смертельным исходом, которую устроила его жена. Его ждет суд, он находится под подпиской — но все равно отправляется в поездку к больному отцу и на одной из маленьких станций встречает официантку Веру (Людмила Гурченко), у которой есть любовник.

«Любовь и голуби», 1984

Фильм основан на реальной истории, которая случилась в Иркутской области, на родине актера Владимира Гуркина, который и превратил ее в пьесу — она с успехом шла во многих театрах. Именно в театре «Современник» пьесу увидел режиссер Владимир Меньшов, который искал сюжет для следующего после «Москва слезам не верит» фильма; из этой постановки в ленту пришла актриса Нина Дорошина, сыгравшая Надежду. Именно Надежде приходится столкнуться с изменой мужа Василия (Александр Михайлов), который на курорте знакомится с Раисой Захаровной (Людмила Гурченко). В финале, впрочем, семья восстанавливается, а виновницей всей суматохи оказалась Надежда — именно она не давала житья мужу из-за его увлечения голубями.

«Зимняя вишня», 1985

Фильм Игоря Масленникова, который он снял в перерыве между выходами очередных серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Сюжет можно назвать предсказанием фабулы «Секса в большом городе», но на советском материале. Главная героиня — Ольга (Елена Сафонова), она разведена, одна воспитывает маленького сына и влюблена в женатого коллегу по работе Вадима (Виталий Соломин). Любовник уходить из семьи не торопится, а согласен лишь на ни к чему не обязывающую интрижку. Любопытно, что неустроенная личная жизнь показана как некий вариант нормы — подруги Ольги (Нина Русланова и Лариса Удовиченко) тоже не слишком счастливы, — а выйти на другой уровень боится сама героиня. Когда ей делает предложение завидный жених (Ивар Калныньш), она поддается на уговоры Вадима и остается, кажется, ни с чем. Позже Масленников снял вторую часть, в которой Ольга уехала в США и добилась успеха, в качестве третьей сделал сериал со сценами из первых двух фильмов — в нем героиня снова страдает по Вадиму. И даже собирался снимать четвертую часть, но так и не нашел финансирования.

   
   

«Забытая мелодия для флейты», 1987

Еще один фильм Рязанова, который стал экранизацией пьесы «Аморальная история», написанной им же (в соавторстве с Эмилем Брагинским) в середине 1970-х. Правда, картина получилась скорее перестроечно-обличительной, но измена является сюжетообразующим звеном. Главный герой — высокопоставленный чиновник Леонид (Леонид Филатов) много лет работает в каком-то бессмысленном управлении, он долго женат на дочери очень важного человека, который и способствовал его карьере, но постоянно хочет сказать правду своему начальству и своим коллегам. Однажды он встречает медсестру Лиду (Татьяна Догилева), влюбляется — и уходит к ней. Но потом и жена (Ирина Купченко) зовет его обратно, и новая должность светит — Леонид бросает Лиду и возвращается в семью.

Бонус: «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Очень спорный пример измены, причем женской. Инженер Шурик (непременный для Гайдая и этого персонажа Александр Демьяненко) женат на киноактрисе Зине (Наталья Селезнёва), но сразу после первой аварии машины времени она объявляет мужу, что уходит от него к режиссеру Якину (Михаил Пуговкин) и уезжает с ним в Гагры. По ходу дела Зина ссорится с Якиным, тот меняет ее на другую актрису (знаменитая сцена «Галочка, ты сейчас умрешь!»), но после встречи с царем Иваном Васильевичем (Юрий Яковлев) мир в новых отношениях восстановлен — и парочка все-таки едет на юг. Правда, в самом конце выясняется, что Якина нет, Зина от мужа не уходит, а все плохое — и Иван Васильевич тоже — пригрезилось Шурику после удара по голове.