Фаина Георгиевна Раневская — человек-легенда. Даже те, кто не погружен в искусство глубоко, не могут избежать встречи с настоятельной рекомендацией в адрес Мули, а также с указанием направления, которым должны идти пионеры.
Большой человек
Ну и, конечно, мачеха из «Золушки» — вечный образ приземленного, жестокого, но в то же время смешного в своем корыстолюбии злодейства.
Впрочем, где за легендой образ самого человека, было трудно понять даже современникам Раневской. Что уж говорить о тех, кто живет спустя четыре десятилетия после того, как ее не стало.
Сериал «Раневская» взял на себя смелость рассказать о ней. Но попытку эту, наверное, можно считать провальной.
Есть два подхода к биографическим произведениям. Первый предлагает скрупулезное следование истории героя, ни на шаг не отходя от документов. Второй же сознательно создает миф, в котором от исторической основы мало что остается.
Василий Иванович Чапаев в жизни и Василий Иванович из фильма братьев Васильевых — это абсолютно разные люди. И любимым героем фольклора стал как раз тот, кого создало важнейшее из всех искусств.
Десять лет тому назад публике предложили сериал «Страсти по Чапаю», который, развенчивая легенду, и к реальному комдиву не приблизился. В результате он благополучно утонул, причем быстрее, чем сам Чапай в кино (в реальности, кстати, раненый командир все-таки добрался до противоположного берега, где и умер).
Крымские баржи и комиссары-антисемиты в Таганроге: что это было?
С сериалом «Раневская» приключилась ровно та же история — не став скрупулезным исследованием жизни актрисы, он и до легенды не поднялся.
К замечательной Мариэтте Цигаль-Полищук, сыгравшей Раневскую, нет ни малейших претензий. Но в рамках сюжетного коридора она не в состоянии вдохнуть подлинный «раневский» блеск в образ.
Вообще кажется, что ближе всего к себе самой Фаина Георгиевна была в роли, где звучит только ее голос — озвучивая Фрекен Бок в мультфильме про Карлсона. Ведь, если вдуматься, «домомучительница», несмотря на весь свой жесткий характер, оказывается человеком добрым и ранимым.
А «Раневская» бомбит зрителя штампами — вот актерская среда пытается дистанцироваться от маргиналов в революционном Крыму, вот Фаина не желает окна с видом на море, так как там топят баржи с белыми, и т. д.
Краеведы города Таганрога, ставшего одной из локаций сериала, в недоумении, откуда на их родине в разгар Первой мировой войны взялись большевики у власти и почему эти большевики оперируют термином «жидовская морда».
Ленинская партия определенно не была самой антисемитской организацией того периода. В отличие, к примеру, от действовавших на Украине петлюровцев.