Ради партии, народа и смеха. Китайские соперники голливудских блокбастеров

«Блуждающая Земля», 2019 год. © / Кадр из фильма

На рубеже 2000-х и 2010-х годов китайский кинорынок был привлекательным для голливудских студий — но не более того. В Китай пускали далеко не все большие блокбастеры, были и другие ограничения на прокат, так что немногим счастливчикам буквально завидовали — огромная страна могла обеспечить неплохую добавку к международному бокс-офису любого фильма. Но с 2010-го ситуация начала стремительно меняться. В Китае открывались новые и новые кинотеатры, число залов росло почти в геометрической прогрессии — так, всего за два года, с 2011-го по 2013-й, количество мест показа увеличилось с примерно 10 тысяч до 18 тысяч. В 2016-м Китай по числу залов обогнал США (примерно 40 тысяч), а сейчас там можно посмотреть кино более чем в 60 тысячах мест. Для сравнения в России чуть больше 5 тысяч залов. Это, конечно, в 2 раза больше, чем в 2011-м, но темпы развития кинопоказа, конечно, несравнимые. 

   
   

Правда, для Голливуда почти ничего не изменилось — фильмы по-прежнему допускались весьма избирательно. Что-то не допускала цензура — например, диснеевский фильм «Мулан» или марвеловский кинокомикс «Вечные», а что-то китайские зрители игнорировали самостоятельно. У них и без американского кино было что смотреть — китайские кинематографисты снимали множество фильмов, которые собирали в местном прокате больше половины всей кассы. Сопротивляться могли лишь титаны вроде фильма «Мстители: Финал», заработавшего в Китае в 2019 году $629 млн — пятую часть всей своей международной выручки ($2,8 млрд). 

И когда в 2020-м мир накрыла пандемия коронавируса, а прокат во многих странах практически остановился на несколько месяцев, именно китайское кино оказалось лидером по итогам года. Да и в 2021-м киноотрасль Китая позиций сдавать не намерена — в топ-5 самых кассовых фильмов года входят три картины из Китая, причем две из них расположились на первых местах. АиФ рассказывает о китайских блокбастерах, которые остальной мир почти не видел. 

«Битва при Чосинском водохранилище», 2021

Масштабная военная драма, которая уже заработала $889 млн — это больше любого другого фильма 2021 года (у «Не время умирать» — $734 млн). Картина рассказывает о событиях времен Корейской войны — в конце 1950 года китайские добровольцы окружили англо-американский корпус рядом с указанным водохранилищем. Вообще, в Китае любят снимать (и смотреть тоже) большие картины, посвященные знаковым моментам истории страны — будь то основание Коммунистической партии или проигранные, но героические сражения. Например, в 2019-м приуроченный к 70-летию основания Китая фильм «Мой народ, моя страна» собрал $425 млн, а лидером мирового проката 2020 года стала военная драма об эпизоде японо-китайской войны 1937-1945 года «Восемь сотен» ($461 млн).

 «Война волков 2», 2017

Но китайские зрители ценят не только военные и пропагандистские блокбастеры. Боевик Джеки Ву собрал в 2017 году весьма солидные $874 млн — результат, который удалось превзойти лишь «Битве при Чосинском водохранилище». Первая часть «Войны волков» вышла в 2015-м, но особым хитом не стала, хотя и заработала $89,9 млн. Сюжет у фильмов, в принципе, стандартный — снайпера, сержанта армии Китая, обвиняют в нарушении приказа, но вместо увольнения он попадает в элитное подразделение «Боевые волки», где его ждет множество смертельно опасных приключений. Во второй части главный герой случайно убивает владельца строительной компании и после трех лет тюрьмы вербуется наемником в Африку. Предполагалась и третья часть, но в последние годы Джеки Ву был занят на других проектах — он снимался, к примеру, в «Битве при Чосинском водохранилище», а также был одним из режиссером ещё одного исторического фильма «Моя страна, мои родители».

 «Привет, мам», 2021

Ещё один кассовый хит 2021 года и вообще всех времен — если учитывать неанглоязычные фильмы. Режиссер Цзя Лин снял комедию с элементами фантастики, немного похожую по фабуле на «Назад в будущее». Девушка Сяолин своих родителей не радует с детства, а в юности вообще подделала документы о поступлении в институт. Об этом позоре стало известно всем вокруг, но у Сяолин появляется возможность всё исправить — она попадает в 1981 год, встречает своих молодых родителей и собирается сделать их жизнь как можно лучше. Сборы ленты составили $848 млн.

 «Нэчжа», 2019

Фэнтезийный полнометражный мультфильм был хитом 2019 года, собрав в кинотеатрах $742 млн. речь в нем идет о сыне правителя по имени Нэчжа (Ne Zha), в которого вселился демон. Этого демона удалось усмирить с помощью золотого заколдованного ошейника, но мальчик всё равно остался опасным для других людей, хотя его отец изо всех сил пытается спасти сына. Фильм основан на средневековых китайских новеллах жанра «шеньмо», рассказывающих про богов и демонов в мире людей — «The Investiture of the Gods» («Обретение Богов») и «The Creation of the Gods» («Сотворение Богов»). В 2020-м вышел второй фильм предполагаемого большого цикла экранизации историй, рассказанных в этих произведениях — «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении», — который, правда, заработал в прокате гораздо меньше — всего $244 млн.

   
   

 «Блуждающая Земля», 2019

Фантастический блокбастер, основанный на одноименном рассказе китайского писателя Лю Цысиня. Сюжет разворачивается в недалеком будущем — человечество узнало о том, что Солнце скоро превратится в красного карлика и уничтожит всю систему; за несколько лет подготовки человечество превратило Землю в огромный межзвездный корабль, который отправился к Альфе Центавра. Но Юпитер едва не притянул нашу планету к себе, и только мужество китайских (и одного русского) космонавтов позволило остаткам землян продолжать полет, рассчитанный на несколько тысяч лет. Фильм обошелся в $50 млн — весьма серьезный бюджет для китайского кино, но в прокате заработал почти $700 млн. Съемки продолжения начались в октябре 2021 года, а его выход в прокат намечен на январь 2023 года.