Сколь значима поддержка Института развития интернета (ИРИ) для развития современного кино, видеопродукции, игровых и блогерских проектов, было видно уже в фойе кинотеатра «Художественный», где собирались гости до начала презентации новых проектов. Среди них были первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко, депутаты Госдумы Елена Ямпольская, Петр Толстой, Александр Жуков, Анна Кузнецова, руководители ведущих телеканалов: Антон Златопольский («Россия 1»), Тимур Вайнштейн (НТВ), Александр Акопов (СТС).
Фотографам позировали режиссёр, генеральный продюсер «НМГ Студии» Фёдор Бондарчук, худрук Театра наций Евгений Миронов, режиссёр и продюсер Егор Кончаловский, режиссёр и генеральный продюсер киностудии «РОК» Алексей Учитель, режиссёр Игорь Угольников, а также артисты Юлия Меньшова, Ирина Пегова, Кристина Потупчик и др.
Спасибо, что выдержали
«Спасибо, что выдержали такую „пытку“ контентом», — сказала по завершении презентации новых проектов генеральный продюсер ИРИ Елена Лапина.
Контента, действительно, было много. Точнее, всё действо в зале кинотеатра «Художественный» Москвы было сплошным контентом на экране, который немного разбивали комментарии генерального директора ИРИ Алексея Гореславского и Елены Лапиной.
Учитывая масштабы грантовой поддержки это не удивительно. В 2022-2024 гг. ИРИ поддержал свыше 900 проектов. Какие-то из них уже доступны в сети, но большая часть только начинает выходить. С этого сентября до конца 2024 года появятся более 100 проектов, подавляющее большинство из которых — это фильмы и сериалы, а также разножанровые видео в блогосфере. Хотя, по словам Алексея Гореславского, не это главное.
«Главное — не количество представленных проектов, хотя и объём рынка важен, а синергия всех игроков: онлайн-платформ, продюсеров, авторов, власти, — сказал он. — Совместными усилиями делается новый продукт, который, судя по количеству просмотров и цифрам онлайн-кинотеатров, интересен зрителю. А это самое ценное».
Среди новых художественных фильмов и сериалов достаточно много исторических, а также таких, которые основаны на реальных событиях. Речь идёт как о давно ушедших эпохах («Царская прививка» — о том, как Екатерина II сделала прививку от оспы, «Столыпин» — о противостоянии российского реформатора начала XX века и молодых революционеров), так и о более близких к нам («По зову сердца» — о московских ополченцах 1941-го, «Челюскин. Первые» — о молодых полярниках, пытавшихся пройти Северный морской путь за одну навигацию).
Есть и фильмы, осмысляющие героические события последнего времени: «Ополченский романс» по мотивам романа Захара Прилепина, «Глаз пустыни» — о подвиге русского офицера в Сирии, «10 дней до весны» — о семье крымчан, чьи судьбы переплетаются с судьбоносными событиями 2014 года, «Донбасс» — семейная сага о большой шахтёрской семье. Фильм-притча по мотивам повести Джамбулата Умарова «Абрек» повествует о судьбах людей — чеченцев и русских — на фоне недавних событий, хотя его главным героем стал волк.
Документальные фильмы также отражают нынешний интерес в обществе к нашей истории и становление идеологии, основанной на величии подвигов защитников Отечества и самоотверженности во имя большого дела. «Княгиня Ольга. Мать русского мира», «Русы», «Хлеб», «Северный морской путь», «Российская разведка. Женские судьбы», «Я тебя отвоюю».
Комедии, фантастика, эпатаж
Представлена была и линейка проектов для детей — аудитории 10-16 лет. «Недетское кино» — фантастическая комедия, поднимающая при этом важные для подростков вопросы: первой любви, отношениях со взрослыми, стремлении спасти мир. «Любопытная Варвара» — детектив, где маленькая героиня распутывает таинственные дела. «Три друга, клад и матрос Кошка» — ученики Севастопольского Нахимовского училища ищут клад, спрятанный по команде адмирала Нахимова. «Политех» — о подростках в колледже: чего они могут достичь и почему взрослеют быстрее сверстников-старшеклассников.
По словам Алексея Гореславского и Елены Лапиной, проектам для этой аудитории в ИРИ уделяют особое внимание и надеются, что талантливых сценариев будет становиться больше.
Лапина рассказала, что в ноябре 2022 года прошёл конкурс «Дебют» среди студентов и выпускников профильных вузов. По его результатам отобрано 29 проектов из 186 заявок. И эти короткометражки связаны в основном с осмыслением тех самых жизненных вопросов, что волнуют молодых людей.
Кроме того, российская фантастика — тоже желанное направление для развития в кино. Среди представленных проектов — «Академия дружбы», «Молот ведьм», «Министерство всего хорошего». Они тоже в первую очередь для молодой аудитории.
Весьма большой объём молодёжных проектов включает в себя мультипликацию, компьютерные игры и блогерский контент. Последний пестрит разнообразием, но объединяет его повсеместный эпатаж. Именно эпатажем авторы стараются привлечь молодых людей даже к таким серьёзным вещам, как наука и инженерное творчество. Так, Ольга Бузова становится «Ольгой Вузовой» и ездит по политехническим вузам, а несколько блогеров проекта «Наука для всех» «пытают» учёных, стремясь понять, чем же те занимаются.