Промокашка, а не Шарапов. Какими могли быть персонажи советского кино

«Место встречи изменить нельзя». © / www.globallookpress.com

Для советских артистов заработанное множеством картин в фильмографии имя, почетное и высокое звание или Государственные премии не были достаточной гарантией для получения новой роли. Конечно, часто случалось так, что персонаж писался под кого-то конкретного – и именно он или она и получали роль. Наверное, было и так, что какого-то актера специально продавливали через худсоветы. Но чаще всего режиссер проводил кастинг – и немало народных и заслуженных через этот отбор не прошли. Просто не вписались в роль – хотя, наверное, это очевидно только сейчас, а тогда, когда фильмы снимались, были и другие мнения.

   
   

Например, известно, что Станислав Говорухин видел в роли Жеглова только Владимира Высоцкого и всячески отстаивал его кандидатуру; но пробы всё равно состоялись, в них приняли участие Юрий Кузьменков (актер театра имени Моссовета), Леонид Яновский (актер киностудии Довженко), Анатолий Поползухин (актер Центрального детского театра) – и все они проигрывали на фоне Высоцкого.

Такое происходило не только в «Месте встречи…», в которой вообще подбор актеров на роли – главные и второго плана – занял весьма продолжительное время. Создателям других известных советских кинохитов тоже иногда долго приходилось искать актера, который точно воплотит на экране задумку режиссера.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – Шурик

Сейчас сложно представить кого-то другого в этой роли, и кажется, что только Александр Демьяненко мог сыграть слегка нелепого студента середины 60-х так, чтобы попасть в любимцы всех советских зрителей. Но конкуренты были и у Демьяненко. Например, Шуриком хотел стать Олег Видов, который уже сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, и у которого впереди был мустангер Морис из «Всадника без головы». Пробовался на эту роль и недавний выпускник эстрадного училища и будущий знаменитый юморист Евгений Петросян, а также Всеволод Абдулов и Валерий Носик. Но Леонид Гайдай выбрал Демьяненко – и оказался прав.

Претенденты на роль Шурика: Олег Видов, Всеволод Абдулов, Валерий Носик, Евгений Петросян.  Коллаж АиФ

«Кавказская пленница или Другие приключения Шурика» – Нина

На этой картине у Гайдая с Шуриком проблем, очевидно, не было. А вот на роль красавицы, комсомолки и спортсменки Нины претендовали самые красивые актрисы тогдашнего советского кино. Основной претенденткой считалась Наталья Кустинская – звезда только что вышедшей комедии «Три плюс два», но с ней не сложилось. Кустинская рассказывала, что предпочла роль в другом фильме; позже она сыграла очень запоминающийся эпизод в «Иван Васильевич меняет профессию» («Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь!» – это реплика её героини). Рассматривалась на роль Нины и Наталья Селезнева, партнерша Демьяненко по «студенческой» новелле «Операции «Ы»; она тоже не подошла, хотя в «Иване Васильевиче» всё же сыграла жену Шурика. Пытались стать Ниной актрисы Марианна Вертинская и Лариса Голубкина, но в итоге Гайдай взял на эту роль совсем молодую циркачку Наталью Варлей – режиссера подкупило её обаяние и непосредственность.

Претендентки на роль Нины: Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Наталья Кустинская, Лариса Голубкина. Коллаж АиФ

«Иван Васильевич меняет профессию» – Милославский

К третьей части жизнеописания непоседливого Шурика у Гайдая имелся главный герой (Демьяненко), его жена (Наталья Селезнева) и даже эпизодическая девушка, подруга режиссера Якина (Кустинская). Но главными героями были явно не они – Гайдаю пришлось серьезно подумать над тем, кто будет играть Иванов Васильевичей (царя и управдома) и элегантного вора-домушника Жоржа Милославского. На Ивана Васильевича претендовали Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев – но даже фотографии передают, насколько другими и непривычными были бы эти герои; роль в итоге отошла Юрию Яковлеву, который сумел блистательно изобразить и грозного царя, и управдома-скандалиста. А за роль Милославского Леониду Куравлеву пришлось бороться с уже популярным Андреем Мироновым – и есть подозрение, что если бы Миронов победил, вместо Милославского зрители получили еще одного Остапа Бендера.

Андрей Миронов мог бы стать Жоржем Милославским, а Евгений Евстигнеев или Евгений Лебедев - Иваном Васильевичем.  Коллаж АиФ

«12 стульев» (1971) – Остап Бендер

Гайдай, кстати, один раз не дал Миронову сыграть Остапа – для экранизации своих «Двенадцати стульев» он просматривал множество актеров, среди которых были Леонид Каневский, Николай Губенко, Михаил Козаков, Спартак Мишулин, Олег Басилашвили. Были на этих пробах и два друга – Миронов и Александр Ширвиндт. Сейчас мы знаем, что Миронов справился бы – он превосходно сыграл Бендера в картине Марка Захарова. Ну а у Гайдая эту роль исполнил Арчил Гомиашвили.

   
   
Претенденты на роль Остапа Бендера: Олег Басилашвили, Спартак Мишулин, Михаил Козаков, Николай Губенко, Леонид Каневский. Коллаж АиФ

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – Шерлок Холмс

Сложно представить, что на одну роль претендовали два таких разных актера как Александр Кайдановский и Василий Ливанов. Неизвестно, каким бы был Холмс в исполнении Кайдановского, а вот с Ливановым режиссёр Игорь Масленников попал, что называется, в десятку. Ливанов в этой роли оказался лучше многих британских актеров – и в 2006 году даже стал почетным членом ордена Британской империи.

«Кин-Дза-Дза» – пацак Би

Мудрый пацак, который объяснял дяде Вове и студенту Гедевану общественной устройство планеты Плюк и рассказывал им всякие нужные для жизни в галактике Кин-Дза-Дза факты, мог быть совсем другим. В принципе, и сам фильм мог быть совсем другим и даже с другим названием, но это отдельная история. Роль пацака Би предназначалась сначала для Алексея Петренко, но тот отказался. Потом её начал репетировать Валентин Гафт, и тогда бы этот персонаж был бы, наверное, похож на председателя кооператива из «Гаража». Но Гафт тоже не стал сниматься– и Георгия Данелию выручил Юрий Яковлев, который подарил этому пацаку очень узнаваемый образ.

Валентин Гафт и Алексей Петренко могли бы сыграть пацака Би. Коллаж АиФ

«Место встречи изменить нельзя» – Шарапов

Если с Жегловым Станислав Говорухин определился сразу и пробы проводил формально, для отчетности, то с Шараповым ему пришлось помучиться. Высоцкий, например, хотел, чтобы этого героя сыграл его друг по Таганке, актер Иван Бортник – но тот явно не подходил к насквозь положительному образу. На эту роль пробовались Сергей Никоненко, Евгений Леонов-Гладышев (он в картине сыграл небольшую роль Васи Векшина). Но, по слухам, здесь тоже всё было решено с самого начала – Шараповым должен был стать актер Владимир Конкин (Павка Корчагин из «Как закалялась сталь»); его рекомендовали ответственные за культуру чиновники, и отказ, видимо, не подразумевался. Правда, Конкин не очень понравился братьям Вайнерам, авторам «Эры милосердия» (по этому роману был снят фильм), но на фоне проб других актеров они согласились. Впрочем, экранная пара Конкина и Высоцкого получилась удачной, но Говорухин позже говорил, что на роль Шарапова нужно было брать Леонида Филатова – мол, тогда бы всё было бы совсем идеально.

Могли сыграть Шарапова: Евгений Леонов-Гладышев, Сергей Никоненко, Леонид Филатов, Иван Бортник.  Коллаж АиФ