Прокатное удовлетворение. Почему наше кино зарабатывает все больше?

Российское кино установило очередной рекорд. По словам главы Фонда кино Антона Малышева, сборы отечественных фильмов за первое полугодие 2018 года достигли отметки в 40%, их посмотрели 42,4 млн зрителей. Это на 15 млн человек больше, чем за аналогичный период 2017 года, сообщает РИА Новости. АиФ.ru разобрался, насколько это достижение является знаковым.

   
   

Как было в начале этого года

По данным портала «КиноПоиск.Ru», в российском прокате за шесть месяцев шло 210 фильмов, из которых только 20% (44 картины) были российскими. При этом портал не учитывает, например, названную Малышевым спортивную драму «Движение вверх»: она появилась в кинотеатрах в конце декабря и весь ее рекордный бокс-офис (3,04 млрд рублей и 12,4 млн зрителей) относится к 2017 году, хотя основной прокат (и основная выручка) картины пришелся на январь 2018 года. Это, кстати, общемировая практика: так, все кассовые сборы самого прибыльного фильма всех времен, «Аватара» Джеймса Кэмерона ($2,79 млрд), включены в 2009 год, хотя деньги он собирал в первые месяцы 2010 года.

Что касается тех фильмов, принадлежность которых к 2018 году несомненна, то лидером среди них является музыкальная спортивная мелодрама «Лед», заработавшая 1,5 млрд рублей и занявшая второе место в общем зачете (сразу после третьих «Мстителей» с 2,2 млрд рублей). В первой десятке лидеров российского проката за 2018 год есть еще две отечественные картины: драма о футболе от Данилы Козловского «Тренер» (864 млн рублей, 6 место) и комедия «Я худею» (670 млн рублей и 9 место).

Так что Малышев не слишком покривил душой. Если, допустим, рассматривать уже топ-30 самых кассовых фильмов полугодия, то там присутствие российских картин становится заметным. «Гоголь. Вий» (463 млн рублей, 15 место), «О чём говорят мужчины. Продолжение» (408 млн рублей, 18 место) и идущие друг за другом «Собибор» (312 млн рублей), «Смешарики. Дежавю» (271 млн), «Селфи» (233 млн), «Черновик» (209 млн ) и «Zомбоящик» (170 млн). В общем, десять из тридцати самых кассовых фильмов наши даже без «Движения вверх».

Как было совсем давно

Российский прокат, почти убитый в суматошные девяностые, вряд ли мог помочь отечественному кино показать свой кассовый потенциал. Помощь пришла из-за океана: финансовые результаты «Титаника» все того же Кэмерона показали, что кинопоказ может как минимум не приносить убытки. Сборы самой картины в России были не самые впечатляющие, — всего лишь 394 млн рублей (уже деноминированных) — но после ее выхода начали строиться новые кинозалы с самым современным оборудованием.

Ну а появление российских кассовых хитов связывают с Тимуром Бекмамбетовым и его «Дозорами». «Ночной дозор» вышел в 2004 году и заработал какие-то невероятные по тем временам деньги: $34 млн. Правда, в России выручка составила лишь половину этой суммы ($16,2 млн или примерно 470 млн рублей). Через два года «Дневной дозор» оказался даже более успешным, этот фильм собрал в России небывалые $32 млн (около 900 млн рублей), а во всем мире — почти $39 млн. Между ними, в 2005 году, вышла и «9 рота» Федора Бондарчука (примерно 700 млн рублей, $25 млн).

Дальше такие хиты выходили почти каждый год. В 2007 году все пошли на «Иронию судьбы. Продолжение»: очередной фильм Тимура Бекмамбетова стал первой из российских картин, преодолевших психологически важную отметку в миллиард рублей. Сборы составили 1,22 млрд (или $50 млн), а во всем мире сиквел-ремейк «Иронии судьбы» заработал $55,6 млн.

   
   

По итогам 2008 года в топ-10 лучших оказались наши «Адмиралъ» (870 млн рублей, 2 место) и «Самый лучший фильм» (665 млн, 3 место), а также условно наш (потому что Бекмамбетов) боевик «Особо опасен» (613 млн и 5 место). В 2009 году, конечно, был знаменитый провал «Обитаемого острова», не сумевшего окупить огромный бюджет, но три картины в итоговый топ-10 попали: собственно «Обитаемый остров» (640 млн рублей), «Тарас Бульба» (567 млн) и «Каникулы строгого режима» (547 млн). В 2010 году в топ-10 сумела попасть (причем на десятое место) только несколько одиозная комедия «Наша Russia: Яйца судьбы» (660 млн рублей).

И в том же 2010 году начал активную деятельность по поддержке отечественного кинематографа Фонд кино.

Как было с фондом

То, что Фонд кино не станет панацеей и не выведет немедленно российский кинематограф на невиданные высоты, было понятно сразу. Кинопроизводство — дело многолетнее, вложения могут и не окупиться. Но речь шла именно о поддержке, то есть о выделении определенной суммы (около 6 млрд рублей ежегодно), которую предлагалось как-то поделить между отечественными кинокомпаниями.

За 2011 год, к примеру, доля сборов российского кино составила 14,5% ($166 млн из $1,15 млрд). Это не самый плохой показатель, но и не выдающийся. Причем это был год, когда выходили «Высоцкий. Спасибо, что живой» (843 млн рублей) и «Елки 2» (630 млн), но им одним с засильем голливудских лент было не справиться.

А дальше было по-разному. Чиновники Фонда кино, Минкультуры и лично министр Владимир Мединский периодически говорили о необходимости квотирования показов российского кино, называли даже какие-то цифры (доходило до невероятных 50% сеансов), но в реальности все ограничилось несколькими случаями «расчистки места» под отечественные релизы. Впрочем, сработало это только при прокате «Движения вверх» (возможно, сборы в 3 млрд рублей и стоили тех скандалов, которыми «расчистка» сопровождалась).

А так из года в год повторялась одна и та же история. Если российские кинокомпании выпускали фильмы, на которые российский же зритель охотно шел, то показатели получали симпатичные. Например, в 2013 году, когда вышли «Легенда №17» (923 млн рублей) и «Сталинград» (1,67 млрд), доля отечественного кино вышла неплохой: 19%, согласно данным издания «Кинобизнес сегодня». В 2014 году всю тяжесть борьбы с западными блокбастерами взвалил на себя трехмерный «Вий» (1,2 млрд рублей), а в 2015 ничего похожего даже близко не нашлось — и в итоге провал по доле выручки, вызвавший очередные призывы защитить наше кино от Голливуда.

В последние годы, впрочем, ситуация стала не настолько острой. В 2016 лидером стал ремейк «Экипажа» (1,5 млрд рублей), а несколько других картин выступили вполне пристойно на общем фоне. В 2017 вообще был настоящий подъем российского кинематографа: «Притяжение» (1,07 млрд), «Викинг» (1,5 млрд), «Легенда о Коловрате» (606 млн), и даже скандальная «Матильда» свои полмиллиарда заработала. Ну а главным хитом стала диснеевская сказка «Последний богатырь» (1,5 млрд). И есть еще неопределенная ситуация с тем, к какому году относить «Движение вверх»: если все же к 2017, то тогда и «Викинга» надо сдвигать на 2016, так что все становится еще интереснее. В любом случае Минкультуры уже отчиталось, что в 2017 доля выручки российских фильмов преодолела рубеж в 25%.

Любопытно, кстати, что к этой отметке стремились давно, не считаясь почти ни с чем. Дело в том, что 25% доли сборов российских картин были показаны в отчете за 2008 год ($211 млн из $830 млн). Но тогда был совсем другой отчетный период (с 30 ноября 2007 года по 29 ноября 2008), что позволило объединить, например, «Адмирала» и «Иронию судьбы. Продолжение». Сейчас считаются календарные годы и главным вопросом становится учет тех релизов, которые выходят в самом конце декабря. И самое обидное, что это обычно самые кассовые фильмы вроде «Викинга» или «Движения вверх».