17 декабря в российский прокат выходит комедия «Норвег», где Евгений Миронов исполнил главную роль. Компанию народному артисту в фильме Алёны Званцовой составили Северия Янушаускайте, Ксения Раппопорт, Дмитрий Марьянов, Андрей Мерзликин, Роза Хайруллина.
Лирическая комедия о людях, которые пытаются жить не на своем месте и заниматься не своим делом, уже была отмечена на многих кинофестивалях. А 25 ноября «Норвег» откроет конкурсную программу XXIII Фестиваля российского кино во французском Онфлере.
«Гарем» Миронова
Сюжет «Норвега» развивается в наши дни. Интеллигентный москвич Евгений Кириллов (Евгений Миронов) внезапно становится руководителем клинингового агентства «Настенька», состоящим целиком из нелегальных мигранток-азиаток. Ситуация осложняется тем, что Кириллов планирует эмигрировать в Норвегию и ждёт в гости невесту Брунхильду (Северия Янушаускайте) - типичную европейку, для которой «свобода», «толерантность» и «права женщин» - не пустой звук. Мысль о том, что она узнает об эксплуатации «женщин Востока» приводит главного героя в ужас и заставляет всячески изворачиваться, скрывая «гарем».
Режиссёр фильма Алёна Званцова признаётся, что идея «Норвега» родилась из реального случая. Однажды при переезде на новую квартиру она пригласила людей из клининговой компании. По телефону ей ответил грубый мужской голос, а в саму квартиру пришли страшно напуганные восточные девушки, которые к тому же забыли взять с собой вёдра и чистящие средства. Званцова вспоминает: «В результате, ситуация как-то разрешилась, а я подумала, что этот бизнес сродни сутенёрскому – грубые славянские мужики управляют хрупкими девочками. А дальше стала придумывать: а что, если ими будет руководить рефлексирующий интеллигент, который случайно попадает в эту историю?» Так появился образ Евгения Миронова, который идеально подходил на эту роль.
Как известно, Миронов никогда ранее не снимался в лирических комедиях, но на эту роль согласился без раздумий, так как сразу влюбился в историю своего героя – талантливого физика, который не смог вписаться в современные реалии и вынужден заниматься вовсе не тем, о чём мечтал в институте.
Между Востоком и Европой
«Норвег» – это не комедия в чистом виде. По жанру он стоит ближе к трагикомедии, ведь помимо сложностей жизни интеллигента, фильм освещает сразу несколько мультикультурных проблем. Одна из них - отношения москвичей с азиатками-нелегалами, которые оказываются довольно изворотливыми при кажущейся беззащитности. Другая - отношения с европейцами в лице норвежской невесты Кириллова, которая со своими чрезмерно свободолюбивыми взглядами (по российским меркам) кажется не менее эксцентричной, чем киргизки-уборщицы.
Красавице Северии Янушаускайте для роли Брунхильды пришлось не только выучить норвежский язык, но и внешне серьёзно измениться: ей выбелили волосы, брови, ресницы, «надели» кривые зубы, которые, в том числе, отразились на её дикции. В таком неприглядном образе актрисе предстояло впервые в своей карьере сыграть странную и смешную роль, результатом которой она сама осталась довольна.
Основные трудности во время съёмок возникали с артистками, исполняющими роли сотрудниц клинингового агентства. Некоторые из них – самые настоящие трудовые мигрантки. К примеру, одну из актрис съёмочная команда случайно встретила в метро. Женщина сперва согласилась на участие в фильме, но потом долго не отвечала на звонки, потому что боялась за свою жизнь и переживала за реакцию земляков из Узбекистана. Часто запуганных девушек встать перед камерой уговаривал сам народный артист. Миронов признался, что за время съёмок он настолько проникся жизнью «гостей с Востока», что теперь на улице его взгляд невольно останавливается на лицах мигрантов: «Я всматриваюсь в них и понимаю, что это разные лица. И судьбы разные».