«Помни. Будь человеком». Пять военных сериалов, которые стоит пересмотреть

Кадр из сериала «Разведчицы», 2013 г. © /

Майские выходные позволяют не только навести порядок на даче, но и вечером, когда натруженная спина требует отдыха, устроиться поудобней и посмотреть сериал для души. В канун Дня Победы aif.ru подготовил обзор современных телефильмов, посвященных событиям 1941-1945 гг. Сериалов, которые заставят искренне сопереживать героям и уверовать, как писал Василий Шукшин, «что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы». И завещал: «Не отдавай всего этого за понюх табаку.....Помни это. Будь человеком». Хотя авторы этих современных российских телесаг о войне знают лишь по книгам и рассказам отцов и дедов.

   
   

«Разведчицы», 2013 г.

Режиссер Феликс Герчиков

Этот сериал имеет массу восторженных отзывов в интернете. Рейтинг на Кинопоиске — 7,8 на основе более 9 тыс. голосов. Зрителей увлекает и сюжет, и игра артистов, каждый из которых, по мнению посмотревших, «попал в точку», блестяще воплотив своего персонажа на экране. Зрителей ждет напряженный рассказ о переплетении судеб двух девушек-разведчиц в годы Второй мировой. Арина Прозоровская — идеалистка, убежденная комсомолка, выросшая в интеллигентной семье. Зоя Величко — деревенская девушка, дочь репрессированного кулака, волей судеб оказавшаяся в уголовной среде и набравшаяся там некоторого цинизма.

Обстоятельства, при которых девушки начинают учебу в разведшколе, весьма трагические. На Арине «висит» ложное обвинение в измене Родине, и служба для нее — единственный шанс оправдаться. Зою обвиняют в убийстве матери Арины, которое произошло незадолго до того, как девушки попали в разведшколу. И хотя Зоя невиновна, доказать она это не может. Между двумя девушками, казалось бы, непримиримые противоречия, а им предстоит работать в тандеме, чтобы выполнить важное задание. Ради Победы они забывают о личном, совершая подвиги, которые, на первый взгляд, не под силу таким хрупким созданиям. Двух разведчиц сыграли две Светланы — Иванова и Устинова.

«Крепость», 2011 г.

Режиссер Александр Котт

Мини-сериал «Крепость» представляет собой расширенную телеверсию фильма Александра Котта «Брестская крепость», который вышел на широкий экран в 2010 г. Картину зрители тогда назвали лучшим патриотическим фильмом десятилетия. То, что «Брестская крепость» удалась, ни у кого не было сомнений — ни у критиков, ни у зрителей. И этот шедевр, написанный кровью и порохом, полностью вошел в сериал. По сути, отличие сериала от полного метра по хронометражу всего 40 минут.

Многие зрители признавались, что оторваться от экрана во время фильма невозможно. И хотя смотреть на разворачивающуюся картину страшно, но смотреть нужно.

   
   

Вместе с прекрасными актерскими работами Андрея Мерзликина, Павла Деревянко, Евгения Цыганова и др. в сериале отмечают работу звукорежиссера. Все вместе так воздействует, что слезу сдержать очень сложно. Получилась картина, достойная светлой памяти героических защитников. Сериал полностью основан на документальных событиях. То, что зритель видит на экране, происходило в действительности. Хотя это неправильно сказано. В действительности все было гораздо страшнее.

«Апостол», 2008 г.

В титрах картины указаны два режиссёра — Иван Иванов и Юрий Мороз. Однако Иванов — вымышленный режиссер. И все потому, что снявший первые 9 серий (всего серий 12) режиссер Геннадий Сидоров покинул проект из-за конфликта с продюсерами. По требованию Сидорова, в титрах поставили вместо его фамилии несуществующего Ивана Иванова. Работу продолжил режиссер, автор современного варианта военной ленты «Звезда» Николай Лебедев. А закончил в итоге третий режиссер Юрий Мороз.

В главной роли снялся Евгений Миронов.

Миронов сыграл братьев-близнецов. Один из них, Петр, — вор, прошедший обучение в немецкой школе диверсантов, его должны были закинуть в наш тыл. Второй, Павел — скромный учитель. Петр, подготовленный немцами для работы в советском тылу, гибнет от рук контрразведки. А после у наших спецслужб появляется план — за Петра должен выдать себя его брат-близнец, интеллигентный очкарик-учитель. В итоге Павлу приходится играть матерого уголовника, а самому Миронову — воплощать два разных характера.

Миронов рассказывал, что готовясь к роли уголовника, он общался с «конкретными» ребятами, перенимал манеру их поведения.

В фильме артисту пришлось выполнять много рискованных трюков. Например, прыгать по крышам вагонов идущего поезда. В одной из сцен Миронову надо было бросить гранату и отпрыгнуть в сторону. Огонь от вспыхнувшей гранаты сжег на голове артиста волосы. Пришлось вносить коррективы и во внешний вид героя.

То, что над фильмом работали три режиссера, не прошло для картины даром. Сериал собрал противоречивые отзывы. Есть у него как поклонники, так и критики. Главная претензия — большое количество нестыковок в сценарии, отсутсвие логики и энное количество ляпов. Однако поклонники уверены — все это перекрывает захватывающий сюжет и игра актеров.

«Диверсант», 2004 г. и «Диверсант. Конец войны», 2007 г.

Режиссер Андрей Малюков

Один из самых любимых в народе сериалов о Великой Отечественной. Премьера на ТВ четырехсерийного фильма о разведчиках совпала в сентябре 2004 года с днями национального траура по жертвам Беслана. По понятным причинам картину транслировали без рекламы. И ее посмотрела половина (!) всей зрительской телеаудитории. Второй раз сериал показали в 2005 году, и снова к нему было приковано внимание почти половины потенциальных зрителей. Таким же популярным оказалось и продолжение, показанное в 2007 году. Трио разведчиков сыграли начинающие Алексей Бардуков, Кирилл Плетнев и уже известный на тот момент Владислав Галкин.

Сценарий — абсолютный художественный вымысел. И создатели это не раз подчеркивали, когда специалисты-историки пытались спросить с них за некие несуразицы.

Актер Кирилл Плетнев в интервью объяснял: «Многое из того, что зритель видит на экране, выглядит фантастически, но мы и не стремились к исторической правде, мы снимали приключенческий фильм, такой как „Неуловимые мстители“, к примеру.»

Зрители, а фильм посмотрело уже не одно поколение, отзываются о «Диверсанте» с восхищением. У обеих телесаг рейтинг на Кинопоиске — 8,1 на основе 54 тыс. голосов. Для многих неоспоримые плюсы — актерский состав, динамичный сюжет, который не разочаровывает по ходу новых серий. И как написал один из комментаторов: «Смотришь, радуешься и уважаешь, что были такие отважные и смелые девчонки и пацаны на войне, которые приближали Победу».

«Курсанты», 2004 г.

Режиссер Андрей Кавун

За прошедшие почти 20 лет с момента создания этот сериал ушел в народ. У некоторых даже традиция сложилась — пересматривать его раз в год.

В сериале показано тяжелое время, когда Красная армия отступает. На фронте не хватает командного состава. Из молоденьких мальчишек-курсантов по ускоренной программе за 3 месяца готовят офицеров.

Всему происходящему на экране безоговорочно веришь, возможно, потому, что сценарий основан на воспоминаниях режиссера-фронтовика Петра Тодоровского, который в войну сам был таким курсантом-«скороспелкой». Тут и первая любовь главных героев Пети и Яны, ставших мужем и женой. Он ушел воевать, забрав на память ее варежку — все, что останется ему от любимой. Тут и совершенно немальчишеская ярость, с которой рвется в бой с фашистами Юрка Никитин, сын «врага народа».

У каждого без исключения героя фильма судьба драматична, их истории не дают забыть русскую пословицу «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Офицер Добров, сын генерала, оказывается в лагерях... А как расстаются курсант Шавель и его девушка Мотя, с которой он больше не встретится никогда.

Очень многие в отзывах повторяют фразу: «смотрится на одном дыхании». Кто-то даже не удержался и посмотрел все 10 серий за один день. Много комплиментов досталось режиссеру от зрителей по удивительно тонкому и верному подбору актеров, а также благодарностей костюмерам и декораторам, которые до мелочей воссоздали атмосферу 1942 года. Такого далекого, и вместе с тем близкого, потому что нет в России ни одной семьи, которую бы не затронула война. На фоне поднявшего голову нацизма все, о чем рассказывается в сериале, воспринимается еще острее. А потому нередко взрослые зрители пишут: «Смотрели этот сериал вместе с детьми. В фильме главное герои — почти их ровесники. Очень важное и нужное кино. Благодарим создателей!».