Подвиг за деньги. Рецензия на фильм Данилы Козловского «Чернобыль»

«Чернобыль», кадр из фильма. © / http://www.youtube.com/

Один из самых востребованных и популярных российских актеров Данила Козловский в 2018-м стал ещё и режиссером. Его дебютом стала спортивная драма «Тренер»  сделанный по всем канонам жанра фильм о футболисте, который стал наставником отстающей команды и довел её до победы над московским «Спартаком». Картина получилась весьма крепкой спортивной драмой, её оценили и критики, и зрители, а в прокате она заработала солидные 820 миллионов рублей. Продолжением режиссерской карьеры Козловского стала ещё одна жанровая лента  на этот раз ориентиром для него послужили фильмы-катастрофы, а в основу сюжета легла Чернобыльская трагедия 1986 года.

   
   

Апрель 1986 года. Оля (Оксана Акиньшина) недавно переехала в Припять и работает парикмахером. Она мать-одиночка, воспитывает десятилетнего сына, и подруги безуспешно пытаются выдать её замуж. Но однажды очередным клиентом Оли оказывается Алексей Карпушин (главную роль сыграл, разумеется, Козловский)  её давний возлюбленный, с которым они расстались как раз десять лет назад. 

Карпушин работает пожарным на Чернобыльской АЭС и считается одним из лучших инспекторов  он был на станции с самого начала строительства и знает все её закоулки лучше, чем кто-либо. Но в одном городе бывшие влюбленные будут жить недолго  приказ об увольнении Алексея уже подписан, его ждет работа в Киеве, и он зовет девушку с собой. Отъезд намечен на 26 апреля, но ночью на АЭС взрывается четвертый энергоблок, и Карпушин отправляется на пожар, чтобы помочь своим товарищам.

«Чернобыль» Козловского уже на стадии съемок оказался в невыгодном свете. Он был обречен на сравнение с одноименным американским мини-сериалом сценариста Крейга Мазина и режиссёра Йохана Ренка, который вышел на кабельном канале HBO. Шоу сгладило впечатление от финального сезона многострадальной «Игры престолов», и в нём  в целом  достаточно точно был показан ход событий той трагедии, которая навсегда разделила историю мирного атома на до и после, с реальными историческими личностями, которые старались минимизировать ущерб от взрыва на Чернобыльской АЭС. Различные награды всевозможных премий лишь подтвердили, что Мазину и Ренку удалось сделать хороший сериал.

Без критики, разумеется, не обошлось  в России американский «Чернобыль» ругали за созданные образы советских политиков и ликвидаторов аварии, за разбросанную по сериалу «клюкву»; авторов обвиняли в плохо скрытой антисоветской  читай «антироссийской»  позиции. Но и положительных отзывов было много  сериал действительно оказался удачным.  

Фильм Козловского был анонсирован на волне успеха американского «Чернобыля», как и аналогичный проект канала НТВ  считалось, что это будут «наши ответы» HBO. Правда, в какой-то момент авторы сериала на НТВ, похоже, решили сойти с дистанции, а вот «Чернобыль» Козловского до проката добрался  аккурат к 35-летней годовщине трагедии.

Вообще в отечественном кинематографе тема Чернобыльской катастрофы показана лишь условно. Был, конечно, «Распад», снятый ещё в СССР, но и там действие происходит в неком Городе Энергетиков, а не в исторической Припяти. Львиную долю нашей «чернобыльской» фильмографии занимают мистические триллеры и боевики про некую Зону, вдохновленную не только реальной катастрофой, но и «Пикником на обочине» братьев Стругацких. Ну а в фильмах «В субботу» Александра Миндадзе или украинском мини-сериале «Мотыльки» речь шла не о том, как работали пожарные и ликвидаторы и как принимались политические решения в то непростое время, а о более личных историях.

   
   

Именно по этому пути и пошел Козловский, снимая свой «Чернобыль». Его фильм  это мелодрама на фоне взрыва на Чернобыльской АЭС, причем с придуманными персонажами вместо реальных исторических фигур. Здесь нет ни советского политика Бориса Щербины, который возглавил правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нет и советского ученого, академика Валерия Легасова. Есть некие пожарные, некие ученые и некие специалисты, которые с пафосом проговаривают давно известные (в том числе и по «Чернобылю» от HBO) вещи. Есть и масса жителей Припяти, которые тоже работают функциями  например, показывают, что властям (проговаривается фамилия Горбачева) была безразлична судьба обычных людей. И толпы солдатов-срочников в форме или иногда в защитном костюме Л-1 и в противогазах. 

Реальные события в «Чернобыле» Козловского тоже есть, но поданы они так, чтобы вызвать как можно больше сочувствия к главным героям. Правда, сочувствовать персонажам Козловского им Акиньшиной не получается. Парикмахер Оля слишком часто действует импульсивно, не давая себе труда задуматься о последствиях, а у Карпушина не слишком внятное прошлое, в котором, очевидно, было предательство своей любимой, и не очень идеальное настоящее. Да и на подвиг он идет лишь из-за обещанных партаппаратчиком материальных благ.

Эта меркантильность и стала основной проблемой «Чернобыля» Козловского. Тушение залитой битумом крыши, спуск воды из резервуара под разрушенным реактором  всё это делали конкретные люди с должностями и фамилиями, многие из которых живы и поныне, как, например, те, кто с аквалангами погружался в бассейн под реактором и откручивал вентили. Персонажи картины идут на подвиг ради лечения в Швейцарии, квартиры в Москве, премии, но не из-за чувства долга, которого в этом «Чернобыле» словно и нет. Есть страх перед начальством, запугивания и жажда денег. Но всего этого мало для фильма-катастрофы. У Роланда Эммериха или Джеймса Кэмерона были масштабные спецэффекты и фантастические виды разрушаемых городов — и немного любви на фоне. У Козловского много любви, причем странной, и очень мало катастрофы. Впрочем, про Чернобыльскую аварию зрителям уже рассказали американцы.