Подлые «Игры шпионов». Фильм с Камбербэтчем учит предавать Россию

«Игры шпионов». © / Кадр из фильма

Понять логику, по которой в России одни фильмы получают прокатные удостоверения, а другим в них отказывается, решительно невозможно. Защита россиян от иностранной кинопропаганды ведется по принципам, осознать которые простым смертным не дано.

   
   

«За вас, ублюдки?»

В 2007 году Голливуд выпустил картину «Война Чарли Уилсона» с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм рассказывает об американском конгрессмене, организовавшем военные поставки для боевиков, воевавших в Афганистане против законного правительства и советских войск.

Картина оказалась набором классического вранья о действиях Советского Союза в Афганистане и в итоге в российский прокат не вышла, хотя внятно так и не было объяснено, почему. Но фильм, в котором один из героев, глядя на вывод советских частей из Афганистана, радостно восклицает «За вас, ублюдки!», и не должен выходить на экраны в нашей стране. Это вопрос элементарного самоуважения.

В 2018 году прокатное удостоверение было отозвано у картины режиссёра Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Черная комедия о последних днях жизни советского вождя и его смерти была сочтена грубым искажением отечественной истории. Интересно, что данное решение поддержал сын Никиты Хрущева Сергей Хрущев, в своем письме в адрес главы Минкульта РФ написавший следующее: «Не понимаю, кому на руку все эти издевательства над собственной историей, да еще руками наших стародавних и злейших врагов, и почему власти этому потворствуют».

Привет от «Красного воробья»

Но в том же 2018 году в российский прокат преспокойно вышел фильм режиссёра Фрэнсиса Лоуренса с Дженнифер Лоуренс в главной роли, представляющий собой такую лютую «клюкву» о России, что создателям легендарного «Красного рассвета» и прочих американских киноагиток времен 1980-х остается только завидовать черной завистью. Надо сказать, что «Красный воробей» не вызвал восторга даже у западных критиков, но окупился в прокате, что доказывает: антисоветчина, русофобия и «клюква» о России у западной публики востребованы.

Их вкусы — их проблемы. Но для чего такое кино россиянам, непонятно. Разве что у нас где-то существует тайное сообщество мазохистов, получающих удовольствие от подобных унижений. Если таковые действительно имеются, то на их улице праздник: 18 марта в российский прокат вышла картина режиссера Доминика Кука «Игры шпионов» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Фильм подается как «правдивая история британского бизнесмена, который помог ЦРУ проникнуть в советскую ядерную программу во время холодной войны».

Кем на самом деле были Винн и Пеньковский

И здесь уже начинается откровенное вранье. Гревилл Винн, которого играет Камбербэтч, в реальности был не бизнесменом, а профессиональным разведчиком, использовавшим бизнес в качестве прикрытия.

   
   

Винн поддерживал связь с полковником ГРУ Олегом Пеньковским, поставлявшим особо секретную военную информацию британской и американской разведкам. Реальный Пеньковский был личностью, мягко говоря, не идейной. Британцы отмечали, что их агент страдает эгоизмом, самоуверенностью и тщеславием. В 1961 году, во время встреч с Пеньковским в Великобритании, его английские кураторы услышали от него пожелание о встрече с... английской королевой. Пеньковский до этого слышал о приеме, который Елизавета II устроила в честь первого космонавта Земли Юрия Гагарина, и посчитал, что имеет не меньше прав на аналогичную встречу. Британцы устроили агенту встречу с неким лордом, передавшим ему привет от королевы. Полковника ГРУ это удовлетворило.

Пеньковского интересовали деньги и статус, поскольку он не скрывал от британцев, что мечтает перебраться за Запад. Англичане обещали предателю, что смогут эвакуировать его в случае опасности.

Большой объем переданной Пеньковским информации касался советских ракет и атомного оружия, и именно благодаря предателю руководство США получило точные сведения о реальном военном потенциале СССР накануне Карибского кризиса 1962 года. Во время трех командировок в Лондон и Париж Пеньковского допрашивали в общей сложности 140 часов, а отчеты о них заняли 1200 страниц машинописного текста. Предатель выдал информацию о 600 советских разведчиках на Западе, 50 из которых были его коллегами по ГРУ.

Совсем другая история

Сбежать Пеньковскому так и не удалось. 22 октября 1962 года, имея на руках неопровержимые улики его шпионской деятельности, полковника ГРУ органы арестовали. «Бизнесмена» Винна взяли 2 ноября 1962 года спецслужбы социалистической Венгрии, отправив его в Москву.

Британец, надо отдать ему должное, все отрицал, но это ему не помогло, поскольку Пеньковский, пытаясь уйти от неизбежного приговора, откровенничал напропалую и дал показания на Винна.

В итоге Олега Пеньковского приговорили к расстрелу, а Гревилла Винна — к 8 годам лишения свободы. Отсидел англичанин всего 11 месяцев, после чего его обменяли на советского разведчика Гордона Лонсдейла (он же Конон Молодый), приговоренного в Великобритании к 20 годам лишения свободы.

Разумеется, в «Играх шпионов» от этого не оставлено практически ничего. Тщеславный корыстолюбец Пеньковский, жаждавший свидания с английской королевой, представлен благородным человеком, разочаровавшимся в советской системе и пытающимся спасти мир от ядерной катастрофы, в которую его вот-вот ввергнет Никита Хрущев. А британский бизнесмен Винн из пацифистских соображений помогает Пеньковскому спасти человечество от безумных коммунистов.

СССР был обложен базами НАТО со всех сторон, но миру угрожал Хрущев?

Никита Хрущев, конечно, не был самым выдающимся политическим деятелем, однако называть его единоличным виновником Карибского кризиса значит грешить против истины. В тот момент, когда Никите Сергеевичу вздумалось разместить советские ракеты на Кубе, американские ракеты подобного класса были уже развернуты Соединенными Штатами на территории Турции. Да и вообще, Советский Союз по периметру был обложен базами НАТО, на которых в том числе размещалась и авиация, способная нести атомные бомбы. А над территорией СССР шныряли американские самолеты-разведчики U2, собирая информацию о военном потенциале нашей страны.

В октябре 1957 года, сразу после запуска первого спутника Земли, среди американских и британских обывателей началась форменная истерика: в «бипающем» на орбите советском шарике они узрели атомный заряд, который Советы в любой момент могут безнаказанного сбросить на их головы. Думали они так по простой причине: будь у них возможность что-либо сбросить на головы советских граждан, избежав при этом возмездия, они с удовольствием бы это сделали.

Очеловечивание Иуды

Но «Игры шпионов» не собираются объяснять зрителю все эти тонкости. Зато фильм обильно сдобрен адовой «клюквой» про советские пытки и лютую иезуитскую казнь предателя в ГРУ.

И это, кстати, не новость: еще один советский перебежчик, на Западе ставший писателем, еще в 1990-е скармливал читателям байку о том, что Пеньковского якобы в назидание другим сотрудникам ГРУ сожгли живьем. И, хотя этот бред ничем не подтвержден, начитавшаяся подобных книг российская аудитория порой начинает обсуждать это всерьез.

Не так уж важно, какими мотивами руководствовался талантливый актер Бенедикт Камбербэтч, снимаясь в этом фильме. Может, поверил в замысел, а может, просто гонорар оказался приличным. Главное, что «Игры шпионов» делают попытку очеловечить и облагородить предателя Пеньковского и деятельность британской разведки против СССР.

МИ-6 благодарит российский кинопрокат?

И возникает логичный вопрос: а это действительно то, что должно находиться в российском кинопрокате? Публика, которая собственную историю представляет смутно, зато любит Камбербэтча, вполне может принять «Игры шпионов» за чистую монету. И, пока официальный Лондон заявляет о российской угрозе и увеличивает свой ядерный потенциал на 40 процентов, в отечественных кинотеатрах внушают мысль о том, что предательство Родины — не гнусность, а благородный порыв.

Рассуждать всерьез об отечественных актерах, засветившихся в данном проекте, не приходится: чувство брезгливости им неведомо, и они готовы играть на Западе русских мафиози, террористов, маньяков и т. д.

А вот структуры, отвечающие за выдачу лицензий фильмам, а также воротил кинопроката хочется спросить: на кого работаете, ребята?