Под видом общежития имени Бертольда Шварца. Где Гайдай снимал «12 стульев»

Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, по­строенную практически сразу после пожара 1812 г. © / Кадр из фильма

Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам, где великий комбинатор Остап Бендер и Киса Воробьянинов искали сокровища, спрятанные в одном из стульев гарнитура мастера Гамбса.     
   

Гони к дому со львами!

Москва в картине «12 стульев» представлена замечательно. Правда, Гайдаю для создания антуража города 1920-х пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют у писателей Ильфа и Петрова. Но попавшие в кадр уголки столицы очень хорошо компонуются с сюжетом романа 1927 г.  

В поисках сокровищ Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) и Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) приезжают в Москву. Нам показывают Комсомольскую площадь (1). Время - 11.00, это мы видим на часах Казанского вокзала (тех, что со знаками зодиака), которые проектировал знаменитый архитектор Щусев. Далее - часы на башенке Ленинградского и на Ярославском. 

Часы Казанского вокзала со знаками зодиака, которые проектировал знаменитый архитектор Щусев.  Кадр из фильма

Герои решают поехать в общежитие - у Бендера там якобы друзья. В романе оно находится в Сивцевом Вражке.

Но съёмки картины велись в 1970-1971 гг., и в обозначенном месте наряду со старой застройкой уже была более поздняя советская. Поэтому в кино нас привозят в соседний переулочек - Староконюшенный, его начальная часть сохранила облик нужной Москвы. Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, по­строенную практически сразу после пожара 1812 г. (Староконюшенный переулок, д. 2) (2). Нарядные украшения, правда, здание получило уже в самом конце XIX в. В 2000-е гг. в этом здании располагалось казино под названием «Нью Васюки». Сегодня оно принадлежит Московскому союзу художников. 
Нарядные украшения, правда, здание получило уже в самом конце XIX в.  Кадр из фильма

Поселившись в общежитии, Остап и Киса решают первым делом ехать в музей мебели, куда перевезены стулья из Старгорода. Гайдай находит замечательный маленький особнячок на Воронцовом Поле, д. 12 (3). В момент съёмок на улице сохранилась мощёная мостовая, что помогает создать антураж ­1920-х гг.

Гайдай находит замечательный маленький особнячок на Воронцовом Поле, д. 12.  Кадр из фильма

Однако стулья после аукциона расползаются по Москве, как тараканы. Одно «полукресло» отправляется к поэту Никифору Ляпису-Трубецкому (Роман Филиппов), живущему в романе на Садовой-Самотёчной. А в фильме нам показывают известное здание в районе Арбата между Большой Молчановкой и Большим Ржевским переулком (Малая Молчановка, д. 8) (4).

А в фильме нам показывают известное здание в районе Арбата между Большой Молчановкой и Большим Ржевским переулком (Малая Молчановка, д. 8)  Кадр из фильма

Это так называемый дом со львами, бывший доходный дом Гордон. Главным украшением здания, построенного по проекту Кондратенко в 1914 г., служат каменные цари зверей, сидящие у входа. До революции достаточно было сказать извозчику: «Вези меня на Арбат к дому со львами». Не надо было даже называть конкретный адрес - настолько были известны эти животные. Сегодня у них в лапах щиты с геральдическими символами. В фильме же мы видим львов с удивлённо приподнятой лапкой. Когда началась война, жильцы дома № 8 на Малой Молчановке очень опасались за сохранность символов своего дома и решили перенести каменных зверей в бомбоубежище. Снять их со своих постаментов, не отколов символы, не представлялось возможным. Вернулись на свои места львы в 1947 г. И до 2004 г. стояли с поднятой лапой. А во время последнего капремонта монументам вернули щиты с геральдикой. 

   
   
Во время последнего капремонта монументам вернули щиты с геральдикой. Фото: Commons.wikimedia.org/ CC-BY-SA 3.0/NVO

Ещё два стула оказываются у Эллочки-людоедки (Наталья Воробьёва). Нам показывают известный дом с кариатидами на Сретенской горе (Печатников переулок, д. 7) (5). Особняк по­строен ещё в начале XIX в. для жены купца Золотарёва. Но все замечательные элементы, благодаря которым здание известно, - статуи, маски, красивые лепные рамы - появились гораздо позже, когда этот дом купил разбогатевший крестьянин Пётр Сысоев, приехавший из деревни Сафроново Подольского уезда. Именно его работы фасад и украсили - Сысоев был великолепным скульптором, его приглашали лепить украшения для Филипповской булочной на Тверской, для «Метрополя» и др. 

Нам показывают известный дом с кариатидами на Сретенской горе (Печатников переулок, д. 7). Кадр из фильма

Когда Бендер снаряжает беспризорников на поиски стульев, нам показывают Большой Ватин переулок - небольшая улочка за высоткой на Котельнической набережной. В кадре отлично виден храм великомученика Никиты (улица Гончарная, д. 6) (6). Большой Ватин на момент съёмок тоже мощён булыжником - в 1970-е гг. в Москве ещё можно было отыскать такие улицы. 

В картине Леонида Гайдая «12 стульев» Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) снаряжает беспризорников на поиски стульев. Нам показывают Большой Ватин переулок - несмотря на название, это совсем небольшая улочка. В кадре отлично виден храм великомученика Никиты на Гончарной улице. Большой Ватин на момент съёмок фильма был мощён булыжником - в 1970-е гг. в Москве ещё можно было отыскать такие улицы. 1970 и 2017 гг.
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Дворец каторги и ссылки

Дальше Бендер попадает под лошадь. В романе происходит сие на площади Свердлова. А в фильме - на пересечении улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка (7). Опять-таки булыжная мостовая, а художники-декораторы картины смонтировали там агитустановки ­а-ля Маяковский и Родченко. Видны вывеска магазина «Моссельпром», рекламные баннеры, сооружён ларёк, торгующий папиросами. 

Пересечение улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка. Кадр из фильма

Чтобы забрать последний, двенадцатый, стул, Киса Воробьянинов идёт в Клуб железнодорожников на Комсомольской площади, построенный как раз в 1927-м по проекту Виктора Щусева.

А в фильме снова замена - видим входную группу Дворца каторги и ссылки, который строился уже в 1930-е гг. братьями Весниными на улице Воровского (ныне Поварской, д. 33, стр. 1) (8). Создавалось это здание как клуб Общества политкаторжан - эта организация объединяла людей, сидевших в царских тюрьмах, бывавших в ссылках. В 1936 г. клуб достроили, но Общество политкаторжан было к тому моменту расформировано. Его члены уже сидели в других лагерях - сталинских. Здание быстренько переоборудовали под кинотеатр, который просуществовал до 1946 г. Потом это был Дом кино, далее здание занимал Государственный театр киноактёра, который там размещается и по сей день. 
Входная группа Дворца каторги и ссылки.  Кадр из фильма

В финале фильма нам показывают Москву современную, то есть 1970-х гг. Предстают «Институт Гидропроект» на «Соколе», площадь Маяковского с памятником поэту, гостиница «Пекин», киноконцертный зал «Россия». И конечно, проспект Калинина (ныне Новый Арбат) - как же новая Москва без главной магистрали! 

Проспект Калинина: как же новая Москва без главной магистрали! Кадр из фильма

Смотрите также: