Гони к дому со львами!
Москва в картине «12 стульев» представлена замечательно. Правда, Гайдаю для создания антуража города 1920-х пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют у писателей Ильфа и Петрова. Но попавшие в кадр уголки столицы очень хорошо компонуются с сюжетом романа 1927 г.
В поисках сокровищ Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) и Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) приезжают в Москву. Нам показывают Комсомольскую площадь (1). Время - 11.00, это мы видим на часах Казанского вокзала (тех, что со знаками зодиака), которые проектировал знаменитый архитектор Щусев. Далее - часы на башенке Ленинградского и на Ярославском.
Герои решают поехать в общежитие - у Бендера там якобы друзья. В романе оно находится в Сивцевом Вражке.
Но съёмки картины велись в 1970-1971 гг., и в обозначенном месте наряду со старой застройкой уже была более поздняя советская. Поэтому в кино нас привозят в соседний переулочек - Староконюшенный, его начальная часть сохранила облик нужной Москвы. Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, построенную практически сразу после пожара 1812 г. (Староконюшенный переулок, д. 2) (2). Нарядные украшения, правда, здание получило уже в самом конце XIX в. В 2000-е гг. в этом здании располагалось казино под названием «Нью Васюки». Сегодня оно принадлежит Московскому союзу художников.Поселившись в общежитии, Остап и Киса решают первым делом ехать в музей мебели, куда перевезены стулья из Старгорода. Гайдай находит замечательный маленький особнячок на Воронцовом Поле, д. 12 (3). В момент съёмок на улице сохранилась мощёная мостовая, что помогает создать антураж 1920-х гг.
Однако стулья после аукциона расползаются по Москве, как тараканы. Одно «полукресло» отправляется к поэту Никифору Ляпису-Трубецкому (Роман Филиппов), живущему в романе на Садовой-Самотёчной. А в фильме нам показывают известное здание в районе Арбата между Большой Молчановкой и Большим Ржевским переулком (Малая Молчановка, д. 8) (4).
Это так называемый дом со львами, бывший доходный дом Гордон. Главным украшением здания, построенного по проекту Кондратенко в 1914 г., служат каменные цари зверей, сидящие у входа. До революции достаточно было сказать извозчику: «Вези меня на Арбат к дому со львами». Не надо было даже называть конкретный адрес - настолько были известны эти животные. Сегодня у них в лапах щиты с геральдическими символами. В фильме же мы видим львов с удивлённо приподнятой лапкой. Когда началась война, жильцы дома № 8 на Малой Молчановке очень опасались за сохранность символов своего дома и решили перенести каменных зверей в бомбоубежище. Снять их со своих постаментов, не отколов символы, не представлялось возможным. Вернулись на свои места львы в 1947 г. И до 2004 г. стояли с поднятой лапой. А во время последнего капремонта монументам вернули щиты с геральдикой.
Ещё два стула оказываются у Эллочки-людоедки (Наталья Воробьёва). Нам показывают известный дом с кариатидами на Сретенской горе (Печатников переулок, д. 7) (5). Особняк построен ещё в начале XIX в. для жены купца Золотарёва. Но все замечательные элементы, благодаря которым здание известно, - статуи, маски, красивые лепные рамы - появились гораздо позже, когда этот дом купил разбогатевший крестьянин Пётр Сысоев, приехавший из деревни Сафроново Подольского уезда. Именно его работы фасад и украсили - Сысоев был великолепным скульптором, его приглашали лепить украшения для Филипповской булочной на Тверской, для «Метрополя» и др.
Когда Бендер снаряжает беспризорников на поиски стульев, нам показывают Большой Ватин переулок - небольшая улочка за высоткой на Котельнической набережной. В кадре отлично виден храм великомученика Никиты (улица Гончарная, д. 6) (6). Большой Ватин на момент съёмок тоже мощён булыжником - в 1970-е гг. в Москве ещё можно было отыскать такие улицы.
Дворец каторги и ссылки
Дальше Бендер попадает под лошадь. В романе происходит сие на площади Свердлова. А в фильме - на пересечении улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка (7). Опять-таки булыжная мостовая, а художники-декораторы картины смонтировали там агитустановки а-ля Маяковский и Родченко. Видны вывеска магазина «Моссельпром», рекламные баннеры, сооружён ларёк, торгующий папиросами.
Чтобы забрать последний, двенадцатый, стул, Киса Воробьянинов идёт в Клуб железнодорожников на Комсомольской площади, построенный как раз в 1927-м по проекту Виктора Щусева.
А в фильме снова замена - видим входную группу Дворца каторги и ссылки, который строился уже в 1930-е гг. братьями Весниными на улице Воровского (ныне Поварской, д. 33, стр. 1) (8). Создавалось это здание как клуб Общества политкаторжан - эта организация объединяла людей, сидевших в царских тюрьмах, бывавших в ссылках. В 1936 г. клуб достроили, но Общество политкаторжан было к тому моменту расформировано. Его члены уже сидели в других лагерях - сталинских. Здание быстренько переоборудовали под кинотеатр, который просуществовал до 1946 г. Потом это был Дом кино, далее здание занимал Государственный театр киноактёра, который там размещается и по сей день.В финале фильма нам показывают Москву современную, то есть 1970-х гг. Предстают «Институт Гидропроект» на «Соколе», площадь Маяковского с памятником поэту, гостиница «Пекин», киноконцертный зал «Россия». И конечно, проспект Калинина (ныне Новый Арбат) - как же новая Москва без главной магистрали!
Смотрите также:
- Кинопамятник Москве. Почему «Три тополя» переехали с Шаболовки на Плющиху →
- Лиричный город периода оттепели. Где снимали фильм «Я шагаю по Москве» →
- Город вечного лета. На каких улицах Москвы Муля нервировал Раневскую? →