Плагиатор Тарантино. Кого из режиссеров обвиняли в воровстве идей

Квентин Тарантино. © / www.globallookpress.com

Скандальный рэпер Канье Уэст ещё не отошел от недавних скандалов — например, с обвинением в антисемитизме, — но уже готов к новым подвигам на страницах желтой прессы. Во время интервью с телеведущим Пирсом Морганом на YouTube-канале «Piers Morgan Uncensored» музыкант заявил, что его обворовал режиссер Квентин Тарантино и примкнувший к нему актер Джейми Фокс. Оказывается, они украли у Уэста сюжет фильма «Джанго освобожденный». 

   
   

Что Тарантино украл у рэпера? 

По словам Уэста, ещё в 2005 году он предложил Тарантино и Фоксу вместе поработать над клипом на песню «Gold Digger», пишет Daily Mail. Эту композицию музыкант написал для своего второго студийного альбома «Late Registration», а позже выпустил её в виде сингла. «Gold Digger» очень помогла карьере Уэста — она возглавила американский чарт Billboard Hot 100, а также рейтинги продаж в Австралии и Новой Зеландии. Правда, Тарантино клип снимать не стал, а вот Джейми Фокс, который и сам подавал музыкальные надежды, а в 2004-м записал с Уэстом песню «Slow Jamz», в ролике появился.

Отметим, что сюжет снятого на «Gold Digger» клипа совсем не похож на фильм Тарантино «Джанго осовобожденный». Но Уэст утверждает, что предлагал режиссеру разные идеи, и какие-то из них и нашли воплощение в оскароносной картине 2012 года. Никаких доказательств своих слов Уэст не привел; любопытно, что в «Gold Digger» используются сэмплы из песни Рэя Чарльза «I Got a Woman» — но, возможно, Уэст их честно купил. 

Не первый раз 

Ни Тарантино, ни Джейми Фокс на скандальные заявления рэпера пока не отреагировали. Впрочем, Тарантино уже обвиняли в плагиате как раз из-за «Джанго» — в 2015 году два сценариста — Оскар Колвин-младший и его сын Торранс — заявили, что у них украли сюжет их картины «Свобода», и потребовали 100 миллионов долларов (сборы тарантиновского «Джанго» составили $425 млн). Разбирательства длились два года и закончились ничем — судья отклонил иск. 

Но Квентин Тарантино не единственный режиссер, который попадал в такие ситуации.

«Аватар» всем нужен 

Созданный по технологии 3D фантастический фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» в 2010 году буквально порвал мировой бокс-офис. Он поставил несколько кассовых рекордов, а его сборы тогда составили $2,78 млрд; этот рекорд до сих пор не побит, а приблизиться к нему сумел только кинокомикс «Мстители: Финал» в 2019-м. Такая выручка сразу же привлекла тех, кто хотел заполучить и себе немного славы и денег. И хотя в интернете почти сразу вычислили, что сюжет «Аватара» — это слегка переписанный диснеевский мультфильм «Покахонтас», в реальной жизни Кэмерону пришлось отбиваться сразу от нескольких обвинений в плагиате.

Некоторые, конечно, были, скорее, шуточными — как, например, заявления организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» о краже наследия советской фантастики или слова чиновника из Якутии о сходстве «Аватара» и якутского эпоса «Олонхо». Но другие — вполне серьезными. Представители Кэмерона и студии 20th Century Fox участвовали сразу в нескольких судебных процессах в США и Канаде и сумели доказать, что сценарий был оригинальным, хотя на это и ушло много лет. 

   
   

Отметим, что скандалы с плагиатом сопровождают Кэмерона с очень давних времен. Например, сразу после выхода первого «Терминатора» ему пришлось заключить досудебное соглашение с писателем-фантастом Харланом Эллисоном (тем ещё скандалистом, кстати), заплатить немного денег (по слухам, 65 тысяч долларов) и упомянуть того в титрах. А вот в случае с «Титаником» Кэмерону удалось отбиться от всех обвинений — впрочем, там и иски были весьма забавными. Одна из истиц, например, считала, что режиссер без спроса экранизировал историю её семьи. 

То ли человек-амфибия, то ли дельфин 

В 2018 году картина Гильермо дель Торо «Форма воды» номинировался сразу на 13 «Оскаров» и выиграл четыре из них, включая номинации «лучший фильм» и «лучший режиссер». Речь в этой ленте идет о непонятном чудище, которое в 60-х годах выловили в океане; над ним проводят жестокие опыты, и только немая уборщица (Салли Хокинс) находит с ним общий язык и помогает спастись. Но сразу после триумфа на «Оскаре» дель Торо получил иск. Наследники американского писателя и драматурга Пола Зиндела посчитали, что «Форма воды» — это слегка измененная пьеса Зиндела, написанная в 1969 году. Определенное сходство между фильмом и пьесой действительно было, но суд посчитал, что никакого плагиата нет. Кроме того, ленту обвиняли в заимствованиях из советской картины «Человек-амфибия» 1962 года, экранизации романа писателя-фантаста Александра Беляева, а ещё разбирательство было у дель Торо с французским режиссером Жан-Пьером Жёне — тот посчитал, что некие идеи были украдены из его фильма «Амели». 

Источник: https://www.dailymail.co.uk