Пелевина — в жизнь. Байопики «Окна в Европу»

«Первый снег». © / Кадр из фильма

Писатель-фантаст Герберт Уэллс утверждал, что любой человек может написать как минимум одну книгу — о себе самом. Эта максима вряд ли применима к кино — даже в очень большом по продолжительности фильме человеческую жизнь удастся показать лишь фрагментами, оставив возможность выпустить некие спин-оффы. И второй конкурсный день 29-го фестиваля «Окно в Европу» объединил два фильма, которые по сути и являются вот такими фрагменты, кусочками более обширных биографий людей, которые допускают появление сиквелов, поскольку жизнь героев с финалом картин не заканчивается.

   
   

Первый фильм — полнометражный дебют Натальи Кончаловской, дочери Андрея Кончаловского, который называется «Первый снег». Она долгое время жила во Франции, училась киноискусству в Сорбонне, сняла там две короткометражки, затем занималась рекламой и документальными проектами. В России она также сняла три игровые короткометражки и сейчас решилась подступить к полному метру.

Героиня «Первого снега» Кристина (Юлия Шульева) только что закончила институт, стала дипломированным специалистом по консалтингу и устроилась на стажировку в компанию, которая помогает бизнесу развиваться. Она живет с мамой, с которой вместе по вечерам смотрит сериал и остро переживает происходящее на экране. Мама уговаривает дочку познакомиться с солидным мужчиной, но вместо этого она влюбляется в живущего по соседству Павла (Марк Эйдельштейн) — 11-классника, который зачем-то выдает себя за солидного ученого, специалиста по ледникам, и рассказывает сказки о том, что ему скоро ехать в экспедицию на Шпицберген.

Это знакомство меняет Кристину — она бросает нудную работу, на которой к тому же приходится постоянно задерживаться допоздна, и начинает учить детей боевым искусствам. В фильме много пересечений — тренер Кристины — муж её начальницы, буквально помешанной на консалтинговых проблемах, из-за чего у неё проблемы в отношениях с мужем и дочерью. Впрочем, в «Первом снеге» у всех проблемы со всеми, а общий язык находят только, пожалуй, тренер и Кристина, правда, вряд ли они это делают осознанно.

Вторым фильмом стал байопик «Продление жизни» Дмитрия Фальковича. В принципе, Фалькович — инвестор, основатель венчурного фонда, который когда-то (ещё в нулевые) был гендиректором концерна, где работал и Борис Немцов. После того, как Немцов поддержал Оранжевую революцию на Украине, у компании начались проблемы, и её руководство, как выразился Фалькович в одном из интервью, плавно переехало за границу. Через пару лет он вернулся в Россию, правда, уже с желанием снять свой собственный фильм, к этому его подтолкнуло знакомство с режиссером Ильей Хржановским («Дау») и опыт одного владельца ресторана, ставшего режиссером.

«Продление жизни». Фото: Кадр из фильма

Создание дебютной картины заняло у Фальковича несколько лет, в итоге получился «Иванов», в котором он в целом рассказал собственную недавнюю историю, а заодно сыграл главную роль. Это был своеобразный байопик, который был ценен определенным духом нулевых. В 2018-м «Иванов» попал в конкурс на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске«, где получил главный приз российской программы — «Цветы таежной надежды». Успех вдохновил Фальковича на съемки продолжения, но на этот раз он сбросил маску Иванова и стал самим собой, то есть живущим в Лондоне венчурным инвестором российского происхождения.

«Продление жизни» — это в буквальном смысле хроника нескольких дней из жизни Фальковича. Он представляет своего «Иванова» в Москве; он вместе с женой Катей (Катя Фалькович) летит из Москвы в Лондон. Зритель узнает, что не так давно главный герой (Фалькович) осознал, что смертен, и решил основать фонд, который будет вкладывать деньги в изучение бессмертия. Он встречается с потенциальными инвесторами, среди них есть живущие в Лондоне русские бизнесмены и шотландские бароны, но убедить и тех, и других расстаться с деньгами одинаково сложно. Не все верят в то, что продление жизни возможно, не все даже хотят жить вечно, так что собрать нужную сумму не получается.

   
   

В принципе, «Продление жизни» похоже на сериал «Лондонград», который, впрочем, выгодно отличался хорошими персонажами в исполнении Никиты Ефремова и Ингрид Олеринской и авантюрным сюжетом. В фильме Фальковича всё происходит последовательно: деловые встречи, семейные ужины и прогулки, ещё встречи, застолья с друзьями и потенциальными инвесторами. Действие развивается неторопливо, никакой кульминации не происходит, да и с развязкой есть проблемы — она попросту отсутствует. Видимо, чтобы можно было снять ещё один фильм, хотя лучшим продолжением «Продления жизни» стала бы экранизация нового романа Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.», в котором проблема бесконечной жизни уже решена. Пусть и без тел, только в виде плавающих в банках мозгов.