55 лет назад, 28 октября 1968 года, на экраны страны вышел двухсерийный черно-белый фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника».
Aif.ru собрал любопытные факты о картине, которая и сегодня смотрится на одном дыхании. Хотя изменились и страна, и школьники, и учителя…
Тему объявили опасной
Узнав, что Ростоцкий решил снимать фильм о сомневающемся в себе и своих педагогических методах учителе, начальники Госкино объявили тему опасной и написали «кляузу» в Минкульт с требованием запретить съемки. Но директор киностудии им. Горького Бритиков взял ответственность на себя и разрешил снимать. Хотя в любой момент процесс мог быть остановлен.
Возможно, еще и поэтому снят фильм был в рекордные сроки — за 3,5 месяца. Съемки проходили в новой московской школе № 234 (сейчас Первый Московский образовательный комплекс) по адресу ул. Тихомирова, д. 10 (район Северное Медведково тогда только застраивался). Снимали картину в основном во внеурочное время. Ученики этой школы в массовых сценах не участвовали — привозили других. Тем более что многие сцены снимались в павильоне.
Когда по сюжету за окном школы шел дождь, ее поливали из пожарных шлангов. Сердобольный директор — ветеран войны с протезом вместо ноги — очень переживал за здание: школа-то была совсем новая.
За Тихонова пришлось бороться
В картине снимались несколько дебютантов (без учета эпизодников): Ольга Остроумова (Рита Черкасова), Роза Григорьева (комсорг Света Демидова), Аркадий Листаров (Вова Левиков), Нина Емельянова (учительница 1 «А» Таисия Николаевна), Александр Барский (Санёк), Людмила Архарова (Надя Огарышева).
Для Розы Григорьевой лента стала единственной в кинокарьере. У некоторых актеров в фильмографии — лишь две картины. Для студента Игоря Старыгина (Костя Батищев) фильм Ростоцкого стал вторым. Но Костя Батищев — его первая заметная роль.
За Вячеслава Тихонова (историк Илья Семенович) режиссеру пришлось бороться. Сначала противился сценарист Григорий Полонский (для него, учившегося на Высших сценарных курсах, работа была дипломной). Он видел в роли Мельникова («человека с историей, фронтовика) Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта. Тихонов, по его мнению, был слишком красив, интеллигентен и благополучен. К тому же моложе героя. Убедив Полонского, что здесь нужен только Тихонов, Ростоцкий принялся уговаривать актера, который после Андрея Болконского (фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука) хотел даже уходить из профессии — исполнением своим он был крайне недоволен. Роль Мельникова же казалась ему мелкой и безликой. Режиссер прибегнул к крайней мере: «Если ты мне друг — будешь играть!» И она сработала.
Вместо неизвестной тогда Ирины Печерниковой («англичанка» Наталья Сергеевна) могли сыграть Светлана Светличная или Валентина Шендрикова. Но и Печерникову роль поначалу не вдохновила. Она предполагала, что получится «типичная идеологическая ерунда». Тем не менее согласилась. Хотя сниматься с Тихоновым, в которого была влюблена вся страна (Печерникова — в том числе), было сложно. А иные репетиции с классом заканчивались слезами актрисы.
Печерникова снималась в парике, так как носила длинные волосы. Старыгин играл в модной куртке Ростоцкого, которую тот привез из Канады. Джинсы ему мастерицы сшили из куска обнаруженной где-то на студии японской ткани, приделав лейблы и заклепки. Нине Меньшиковой пришлось смириться с ужасным пучком на голове. А Юрий Чернов вынужден был «состаривать» школьную форму и портфель, играя им, словно мячом, в футбол.
«Доживем до понедельника» — единственная работа Ростоцкого, в которой он снял жену Нину Меньшикову («русичка» и завуч Светлана Михайловна). Пробы она проходила наравне с другими и убедила мужа, что справится. Но в процессе съемок намучилась: он требовал с нее больше, чем с остальных, ему казалось, что она играет неважно. В итоге эта роль стала одной из лучших в карьере актрисы.
Зал скандировал «Молодцы!»
Когда картина была снята, из Госкино пришла бумага, где было написано, что «главной ошибкой Киностудии им. Горького является запуск в производство фильма „Доживем до понедельника“».
Через день после того, как готовую картину отвезли в Комитет по кинематографии при Совмине СССР, режиссера вызвал председатель комитета Алексей Романов: «Ростоцкий! Вы сделали хороший фильм!.. Но вы же понимаете, что это — совершенно невозможно!..» После длительной беседы Романов предложил внести в ленту 28 поправок. Как признавался потом Ростоцкий, «если бы я действительно их внес, картины попросту не было бы». Согласился на три — остальное отбил.
Фильм первым делом показали на съезде учителей. Сначала зал холодно принимал картину, но в финале педагоги стоя скандировали, как на хоккейном матче: «Мо-лод-цы!»
По опросу журнала «Советский экран», «Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года. В 1969-м картина получила Гран-при Московского кинофестиваля. В 1970-м — удостоена Государственной премии СССР.
После выхода картины Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и Ирина Печерникова проснулись звездами. Ирину к тому же долго считали женой Вячеслава Тихонова.
«Журавлиная песня» (музыка Кирилла Молчанова, стихи Георгия Полонского), звучащая в картине, стала школьным вальсом многих поколений учащихся и с 1972 года часто исполнялась детскими хорами.
Для школы № 234 фраза из фильма «Счастье — это когда тебя понимают!» стала девизом. Позже в школе был создан музей, посвященный картине «Доживем до понедельника». Здесь хранятся старые школьные альбомы, чернильницы, на стенах — цитаты и кадры из фильма. А на большом экране можно посмотреть саму картину.