От «Чапаева» до «Охоты». Какие легенды дал стране «Ленфильм»

Ленфильм / Commons.wikimedia.org

«Ленфильм» рождался почти четыре года: с марта 1914. Изначально студия являлась, по сути, частью Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета. Ну а само название — «Ленфильм» — у студии появилось лишь в 1934 году.

   
   

По случаю юбилея киностудии АиФ.ru вспомнил ее наиболее важные и знаковые картины, которые зритель помнит и любит до сих пор.

«Чапаев» (1934 г.)

Когда братьям Васильевым впервые поступило предложение снять фильм «Чапаев», они категорически отказались, поскольку им не понравился сценарий. Слишком уж он был пропагандистским, плакатным, одним словом, каким-то неживым. Но сама идея картины запала им в душу. Тогда Васильевы решили написать сценарий сами. К этой работе они подошли максимально скрупулезно. Подробно изучали документы, встречались с участниками Гражданской войны. Кстати, изначально роль Чапаева должен был исполнять не Борис Бабочкин, а актер Николай Баталов. Но Баталов от роли отказался, сославшись на занятость. Братья Васильевы очень волновались, что зритель не примет картину из-за ее пессимистичной концовки. Даже сняли альтернативный оптимистичный финал. Но все опасения оказались напрасны. Зрителю фильм понравился настолько, что в некоторых кинотеатрах он шел при полных залах на протяжении аж двух лет.

«Полосатый рейс» (1961 г.)

В основу сюжета фильма легла, как ни странно, вполне реальная история одного из сценаристов картины. Правда, в центре оригинальной истории были не тигры, а медведи. С самого начала «Полосатый рейс» задумывался даже не столько как комедия, сколько как цирковой киноаттракцион с участием подопечных известной дрессировщицы Маргариты Назаровой. Это была разнарядка, спущенная сверху. Как и в случае с любым чиновничьим заказом, многие были уверены, что получится довольно плоская, проходная картина, на которую зритель ломиться точно не будет. Но публика восприняла фильм не как аттракцион, а как очень остроумную комедию. Только в первый год проката картину посмотрело более 45 млн зрителей.

«Человек-амфибия» (1962 г.)

Жанр научной фантастики крайне редко встречался в советском кинематографе, поэтому, когда в начале 1962 года картина вышла в широкий прокат, зрители буквально ломанулись в кинотеатры. Удивительно, но сценарий «Человека-амфибии» до этого пролежал на полке почти десять лет. Никто не хотел браться за его экранизацию, поскольку было непонятно, как снять эту историю. Взяться за рискованное мероприятие решились режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев, у второго был опыт подводных съемок в научно-популярных фильмах. Выход картины произвел эффект разорвавшейся бомбы. Зрители были в восторге, а вот критики нещадно клеймили картину за ее «третьесортность». Фильм до сих пор по праву считается одним из шедевров мировой кинофантастики.

«Двадцать дней без войны» (1976 г.)

Алексей Герман задумал снять эту картину в противовес всем плакатным и фальшивым, по его мнению, фильмам о войне, которые каждый год пачками выходили на экраны. Автором сценария и в каком-то смысле сорежиссером выступил писатель Константин Симонов. Никаких трудностей в работе, связанных с идеологией или техническими моментами, возникнуть было не должно. Трудности, как ни странно, возникли с актерами. Герман в главной роли видел исключительно Юрия Никулина. А Никулин категорически отказывался. Режиссер с большим трудом уговорил актера пройти пробы, и, когда отснятый материал увидел Симонов, все сомнения отпали и у него. Когда Никулина удалось уговорить взяться за эту работу и съемки уже шли полным ходом, чиновники из Госкино потребовали снять Юрия Владимировича с роли. Тогда Константин Симонов устроил большой скандал и фильм решили оставить в покое.

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1980 г.)

Этот двухсерийный фильм Игоря Масленникова зрители готовы были смотреть по два, три, пять раз. Картина завораживала своей английской атмосферой, хотя снималась она в основном в Латвии. Необычным для советского кино было и то, что фильм был снят на стыке детектива и триллера. Спустя почти 40 лет после выхода на экраны лента и сегодня смотрится невероятно интригующе и динамично.

   
   

Советская овсянка, сэр! Шерлоком Холмсом мог стать не Ливанов, а Янковский. Читайте в статье>>

«Особенности национальной охоты» (1995 г.)

Картина вышла в тот период, когда от отечественного кинематографа ничего хорошего уже не ждали. Критиков изначально смущало то, что режиссером ленты выступил Александр Рогожкин, известный до этого по фильмам крайне мрачным, тяжелым. Зрителей же настораживал тот факт, что им в очередной раз предлагают комедию, причем, скорее всего, глупую и плоскую, как десятки других, выходивших в девяностые. С первых дней проката фильма о нем заговорили все. Картину просто растащили на цитаты, а актеры, сыгравшие главные роли, стали настоящими национальными героями.

Семён Стругачёв: «Анекдот - лакмусовая бумажка для проверки людей». Читайте в статье>>