«Оскорбление» против «Нелюбви». Все конкуренты Звягинцева на «Оскаре»

«Фантастическая женщина». © / Кадр из фильма

Когда в 2015 году Андрей Звягинцев номинировался на «Оскар» с «Левиафаном», в гонке за премию «Лучший фильм на иностранном языке» был явный фаворит: польская драма Павла Павликовского «Ида». На этот раз очевидного победителя в шорт-листе нет, все номинанты — призёры крупнейших международных фестивалей.

   
   

АиФ.ru знакомит с лентами, которые 4 марта поборются за «Оскар» с российской семейной драмой.

«Квадрат», реж. Рубен Эстлунд

Страна: Швеция
Рейтинг фильма на IMDb: 7,7

Свобода слова, псевдотолерантность, расслоение общества по уровню дохода, мигранты, поклонение брендам, проблемы взаимоотношений современных мужчин и женщин, двойные стандарты — и это только часть вопросов, которые поднимает «Квадрат» Рубена Эстлунда. Неслучайно актуальная шведская лента получила «Золотую пальмовую ветвь».

Главный герой картины — куратор музея современного искусства (Клас Банг) и знаменитой выставки «Квадрат» — старается быть идеальным отцом для двух дочерей, он безупречно вежлив с окружающими и стремится к тому, чтобы его работа служила обществу. Но как быстро выясняют проницательные зрители, всё это напускное.

Положенный в основу картины арт-проект «Квадрат» — реальная инсталляция режиссёра Рубена Эстлунда и продюсера Калле Бомана, которые в одном из шведских музеев очертили «территорию доверия» (если человек входит в нарисованный на земле квадрат — это сигнал бедствия, а обязанность других — предложить ему помощь). Горькая правда заключается в том, что в современном мире за чертой квадрата помощи не жди. А ирония режиссёра ещё печальнее: даже интеллигентный, толерантный, просвещённый куратор выставки, попадая на крючок мошенника (который просил о помощи), реагирует на обман жестоким образом. 

Теперь вместо того, чтобы заниматься инсталляцией, посвящённой доверию и уважению, Кристиан пытается разыскать свой бумажник, угрожая случайным людям. А рекламная кампания пиарщиков, пущенная им на самотёк, приходит к тому, что «добрую» выставку продвигают при помощи видеоролика со взрывающимися котиком и девочкой. Одним словом, Рубен Эстлунд за 2,5 часа постарался разоблачить запутавшееся в собственном лицемерии современное шведское общество, а заодно — и потребительское отношение СМИ.

   
   

«Фантастическая женщина», реж. Себастьян Лелио

Страна: Чили
Рейтинг фильма на IMDb: 7,5

«Фантастическая женщина» не имеет никакого отношения к популярному супергеройскому блокбастеру «Чудо-женщина», однако у массового зрителя вызовет не меньший интерес. А всё дело в актрисе, которая сыграла главную героиню (клубную певицу Марину, которая когда-то была мужчиной по имени Даниэль ): это трансгендер Даниэла Вега. 

По понятным причинам фильм считался фаворитом Берлинского кинофестиваля, который неравнодушен ко всем «униженным и оскорблённым», однако получил лишь приз за сценарий. По сюжету «Фантастической женщины» обеспеченный пожилой бойфренд Марины неожиданно умирает от аневризмы. Только после этого открывается, что Марина — транссексуал. Семья и близкие умершего (которых тот когда-то оставил ради экстравагантной возлюбленной) унижают её, выбрасывают из квартиры и даже не пускают на похороны. Весь фильм связан с этой противоестественной ситуацией: когда человек не имеет права ни любить, ни скорбеть.

Даже несмотря на восхищение западных критиков, блестящий трагический сюжет и прекрасную игру актрисы-трансгендера многие задаются вопросом: был бы так популярен фильм, окажись на месте героини обычная женщина? Однозначного ответа нет, но то, что «Фантастическую женщину» следует считать правозащитным социальным кино — факт.

«О теле и душе», реж. Ильдико Эньеди

Страна: Венгрия
Рейтинг фильма на IMDb: 7,9

«О теле и душе» — самая лиричная и тихая картина в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году. Романтическая драмеди без «социальщины» и прочих атрибутов актуального фестивального кино оказалась настолько сильной, что в 2017 получила сразу несколько наград на известном своей политизированностью Берлинском кинофестивале: «Золотого медведя», гран-при ФИПРЕССИ, «Приз экуменического жюри» и приз зрительских симпатий.

История режиссёра Ильдико Эньеди, знакомой нашим соотечественникам по фильму «Мой XX век» с Олегом Янковским, рассказывает о скромной Марии (Александра Борбей) и одиноком Эндре (Геза Морчани), которые работают на скотобойне. Оба стараются избегать общения друг с другом, но неожиданно узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны про пару оленей.

Как раз на сопоставлении людского и звериного миров строится двухчасовая, медленно развивающаяся мелодрама. Чтобы подчеркнуть сходство главных героев с беззаботными оленями и коровами, ожидающими расправы на скотобойне, оператор Мате Хербаи использует одинаковые кадры. К концу фильма зрители уже не сомневаются, что глаза инспекторши по качеству мяса ничем не отличаются от глаз животных. 

Из-за натуралистично изображённых сцен убийства животных этот фильм порой трудно смотреть. Но режиссёр снимала не манифест в защиту животных, наоборот, это жест в защиту людей, рассказ о том, что гармония между телом и душой может сделать первое полноценным.

«Оскорбление», реж. Зиад Дуэри

Страна: Ливан
Рейтинг фильма на IMDb: 7,9

У фильма «Оскорбление» за спиной тоже яркая фестивальная судьба: ливанскую картину показали в программе кинофестиваля в Торонто, а премьера прошла в рамках конкурса Венецианского кинофестиваля-2017. Но среди западных критиков этот фильм обсуждался не так активно, как предыдущие ленты, и вряд ли он станет фаворитом гонки за «Оскар».

«Оскорбление» рассказывает об инциденте между ливанским христианином Тони (Адель Карам) и палестинским беженцем Яссером (Камел Эль Баша). Однажды Тони случайно проливает на голову соседа воду и после взаимной перепалки решает подать на нелегала в суд. Вспыльчивые мужчины, скорее всего, сами бы прекратили вражду, но цирк, который СМИ устраивают вокруг обычной бытовой перепалки, превращается в испытание для обеих общин. 

Как говорится, жизнь — лучший сценарист. В своих интервью ливанский режиссёр признаётся, что идея фильма была вдохновлена инцидентом, который произошёл с ним несколько лет назад. По словам Зиада Дуэри, оглядываясь назад, он понимает, что этот простой случай также мог обернуться национальным кризисом.