«Оскар», чизбургер и Харви Вайнштейн. 5 фактов о «Криминальном чтиве»

Кадр из фильма

Двадцать пять лет назад, 14 октября 1994 года, в прокат США вышел фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».

   
   

Первый показ знаменитого фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» состоялся в мае 1994-го в Канне, а 14 октября того же года, четверть века назад, картина вышла в американский прокат. С ней познакомились миллионы зрителей, она произвела фурор не только в США, но и по всему миру (в том числе и в России) и стала одной из культовых лент 90-х и всего XX века. А заодно подарила бесполезные знания о том, как называются бургеры в разных странах, и породила фанатские теории о том, что скрывает черный чемодан.

Четвертьфунтовый чизбургер

Диалоги в «Криминальном чтиве» — это, пожалуй, отдельное развлечение, подготовленное режиссером и сценаристом для зрителей. Одним из самых знаменитых разговор стал разговор между Винсентом Вегой (Джон Траволта) и Джулсом Уиннфилдом (Сэмюэл Л. Джексон) о поездке Винсента в Европу и его удивлении от того, что там не пользуются метрической системой для названия бургеров. В качестве примера он приводит «четвертьфунтовый чизбургер». Этот бургер действительно в разных странах называется по-разному. Во Франции, как и говорит Винсент, это «Роял чизбургер». Так же он до недавнего времени назывался в российских «Макдональдсах».

Фото: Кадр из фильма

Душа Марселласа Уоллеса

Марселлас Уоллес (Винг Рэймс) — это главарь преступного сообщества, босс Винсента и Джулса. Именно по его заданиям действуют всего герои фильма; например, боксер Бутч в исполнении Брюса Уиллиса должен проиграть поединок, а Винсент — вывести жену Маселласа (ее играет Ума Турман) в свет. Кроме того, Винсент и Джулс должны забрать у некоего Бретта (Фрэнк Уэйли) черный чемодан. Содержимое этого чемодана неизвестно; в фильме его открывают дважды, и оба раза лица тех, кто туда смотрит, озаряет свет. Фанатских теорий о том, что находится внутри, множество — упоминались и золотой пиджак Элвиса Пресли, и статуэтка «Оскар» для героини Турман, начинающей актрисы. Наибольшей популярностью пользуется теория, что там хранится «душа Марселласа Уоллеса» — что бы это название ни значило. Во время съемок внутри чемодана просто лежал аккумулятор с подключенной к нему лампочкой.

Почти без «Оскаров»

В принципе, никто не спорит с тем, что «Криминальное чтиво» — очень хороший фильм. Тарантино даже спрашивали, почему после этой картины он не смог снять что-нибудь получше. Режиссер отшутился — а кто смог? Но по формальным показателям величия «Чтива» почти не видно. Да, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля — довод серьезный. Но из семи возможных «Оскаров» фильм получил лишь один — за лучший сценарий, а вот в категории «лучший фильм» проиграл. Без призов остались и ведущие актеры — Траволта, Джексон и Ума Турман. Похожая история была и на «Золотом глобусе» — шесть номинаций и лишь один выигранный приз (тоже сценарный).

Впрочем, в тот премиальный год у «Криминального чтива» был серьезный конкурент — «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, который и получил три главных «Оскара» (лучшие фильм, режиссер и актер). Кстати, по сборам за год «Форрест Гамп» тоже оказался лидером американского проката ($329,7 млн). А вот «Криминальное чтиво» оказалось лишь на десятом месте ($108 млн). Но при бюджете в 8 млн долларов и такой результат был неплохим.

Фото: Кадр из фильма

Тарантино и Михалков

Официальная премьера «Криминального чтива» состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1994 года. В этом же конкурсе была представлена картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Михалков вполне мог рассчитывать на главный приз — очарование перестройкой, гласностью и прекращением Холодной войны еще не прошло, а его картина была хорошо сделана и поднимала весьма острые проблемы сталинских репрессий. Но жюри во главе с Клинтом Иствудом приняло решение наградить не «Утомленных...» — «Золотая пальмовая ветвь» досталась Тарантино, а Михалкову (и Чжану Имоу с фильмом «Жить») пришлось довольствоваться лишь Гран-при, второй по значению наградой. Любопытно, что отыгрался Михалков чуть позже: на «Оскаре», где американские академики почти прокатили Тарантино, «Утомленные солнцем» стали лауреатом в иностранной номинации.

   
   
Съемочная группа фильма «Криминальное чтиво» на премьере в Каннах. Фото: www.globallookpress.com

Тарантино и Харви Вайнштейн

«Криминальное чтиво» Тарантино делал для кинокомпании Miramax братьев Вайнштейн. До этого они прокатывали его «Бешеных псов». Да и вообще это сотрудничество оказалось многолетним и весьма успешным. За эти годы Тарантино выпустил почти все свои фильмы — «Убить Билла», «Бесславных ублюдков», «Омерзительную восьмерку». И, разумеется, когда Харви Вайнштейн был обвинен в неподобающем поведении и насилии над женщинами-актрисами, репортеры поинтересовались у Тарантино, знал ли он о грехах своего давнего партнера. Тот повинился — да, знал о нескольких случаях, и очень сожалел, что не решился вмешиваться. Ему, кстати, сильно на это не пеняли. Отметим, что история с Вайнштейном случилась, когда Тарантино начал работать над «Однажды... в Голливуде». Он, впрочем, оперативно ушел из Miramax и порвал все контакты с опальным продюсером. Свой десятый фильм Тарантино делал уже на Sony Pictures.