«Оплот феминизма». Как изменился «Кинотавр» за 30 лет

Актриса Ирина Горбачева перед премьерой фильма «Большая поэзия» в рамках 30-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Кинофестиваль «Кинотавр» начинался в те времена, когда кино было способно задавать актуальную повестку. «Асса» Сергея Соловьева (получившего в этом году в Сочи почетный приз) в своё время произвела фурор, показав на большом экране запретный прежде рок, «Маленькая Вера» стала чуть ли не первой советской эротикой, а «Интердевочка» заставила едва ли не всех девушек СССР мечтать о карьере проститутки — в этом случае, конечно, сработали и другие факторы, но фильм Петра Тодоровского был одним из наиболее заметных.

   
   

За тридцать прошедших лет всё изменилось. «Кинотавр» по-прежнему главный кинофестиваль отечественного кино, в его конкурс стремится попасть большинство отечественных кинематографистов, а присутствие фильма в его программе становится показателем знака качества и сигналом для зрителей — на это произведение стоит как минимум обратить внимание. И не вина «Кинотавра», что новостная повестка сегодня определяется совсем другими событиями, а председателю жюри основного конкурса Константину Хабенскому приходится на церемонии открытия говорить не только о кино, но и о том, что происходит в стране.

Или, к примеру, впечатление от состоявшейся на второй день конкурсных показов дискуссии о развитии кинематографа за последние тридцать лет было несколько смазано тем, что как раз в это время происходило в далекой и одновременно близкой Москве — там закрывали уголовное дело против журналиста Ивана Голунова и выпускали его из-под домашнего ареста; министр внутренних дел объявлял о громких отставках в своем ведомстве. А на сцене Зимнего театра в Сочи Федор Бондарчук объявлял «Кинотавр» оплотом феминизма.

Но любопытно, что за этим почти гимном феминизму слегка потерялась другая, не менее важная тема этой дискуссии, посвященная тому, что с момента проведения самого первого «Кинотавра» порог вхождения в кино для дебютантов значительно снизился. Разумеется, это не означает засилья дебютов; в этом году они присутствуют в основной конкурсной программе, но на отдельный конкурс первых фильмов не набралось. Но и многолетнее хождение новичка по мукам уже не обязательно; режиссер и сценарист Наталья Меркулова, например, вспоминала, как в конце нулевых несколько лет безуспешно пыталась пробиться в большое кино.

Собственно, любители кино узнали Меркулову как раз после «Кинотавра» — за фильм «Интимные места» она получила приз за лучший дебют и диплом Гильдии кинокритиков. Этот же путь предложил и президент фестиваля Александр Роднянский, только он рекомендовал молодым кинематографистам начинать свой путь в большое кино с конкурса короткого метра, где упомянутый «порог вхождения» значительно ниже, а продюсеры сами ищут талантливых авторов короткометражек.

   
   

Ну а про феминизм Бондарчук сказал, скорее, в шутку. Впрочем, как известно, в каждой шутке есть только доля собственно шутки. И свою сентенцию Бондарчук подкрепил весомыми аргументами с нынешнего фестиваля, на котором представительство женщин действительно впечатляющее. Тут и председатель жюри конкурса короткометражек (Анна Михалкова), и член жюри основного конкурса (Наталья Мещанинова), и судья конкурса короткого метра (Меркулова), которые сидели с Бондарчуком на одной сцене во время этой дискуссии. И программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, которая в этой встрече не участвовала.

Впрочем, пошутили участники дискуссии и про пресловутый «порог вхождения в кино». На этот вопрос Михалкова немедленно ответила, что надо «правильно родиться». Зал ответил смехом — тем более что рядом сидел представитель еще одной кинодинастии.