Они снимают за Родину? На кого работают наши творцы

"Мария. Спасти Москву", кадр из фильма. © / http://www.youtube.com/

Вопрос о том, что имеет ценность и важность для России в новых условиях, а что нет, становится принципиальным. И, как обычно, более всего споров возникает вокруг «инженеров человеческих душ». 

   
   

«Если они имеют художественную и нравственную ценность»

Глава Союза кинематографистов России Никита Михалков обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой об отсрочке от мобилизации для граждан, которые задействованы в производстве национальных кинопроектов. 

«Я не прошу ни для кого освобождения от армии, я говорю только о том, чтобы съёмочные процессы, запущенные (и в основном на государственные деньги) в случае, если они действительно имеют художественную и нравственную ценность, были закончены и пришли к зрителям. Именно на этот период я прошу дать отсрочку тем, без кого эти проекты не могут быть закончены», — цитирует Михалкова ТАСС.

Напомнил он и об опыте Великой Отечественной: «Кинооператоры, снимавшие великую хронику на передовой, актёры, режиссёры, сценаристы, которые работали над фильмами, помогающими солдатам воевать, а народу пережить все тяготы войны, концертные бригады, выступавшие как на передовой, так и в госпиталях, — все они вместе со своим народом делали одно дело. Так вот, памятуя обо всём этом, большинство моих коллег-кинематографистов всех возрастов готовы всячески помогать своей стране в этот тяжёлый момент».

Кино для фронта — кино для победы: как это было

Это абсолютная правда. В 1941 году артиста Владимира Зельдина, собиравшегося отправиться на борьбу с гитлеровцами, буквально сняли с поезда, отправив на съемки картины «Свинарка и пастух».

В самый разгар сражений на «Мосфильме» Иван Пырьев снимал картину «В шесть часов вечера после войны».

   
   

В 1944 году на экраны вышел фильм «Зоя» — экранизация истории подвига Зои Космодемьянской.

А еще были «Радуга», «Машенька», «Два бойца», «Иван Грозный»… Это не считая «Фронтовых киносборников» и документальных лент.

В общем, советский кинематограф в то время сражался за Родину и вносил в свой вклад в победу. А готовить общество к испытаниям на великих исторических примерах кинематографисты стали еще раньше — «Александр Невский» вышел на экраны в 1938 году, «Суворов» — в январе 1941-го.

И вот здесь неизбежно встает вопрос: что сопоставимого создали за последние годы российские кинематографисты?

Дрифт на танках, булочка и икона

Не будем даже погружаться в историю, возвращаясь к михалковскому «Предстоянию» и «Сталинграду» Бондарчука. Что было создано за последнее время такого, что сейчас заставило бы молодых парней понять, что надо защищать Родину?

«Т-34» с Петровым, где концлагерь похож на дом отдыха, немцы полны благородства, а само сражение — не смертельная схватка, а этакий дрифт на танках?

«Танки», где подвиг конструктора Михаила Кошкина превратили в дешевый водевиль?

«Девятаев», чей режиссер решил оправдать предательство и переход на сторону гитлеровцев, а потом сам же сбежал из страны в первые же дни специальной военной операции?

«Зоя», где из комсомолки Космодемьянской слепили христианскую мученицу за «булочку и трамвайчик»?

А в декабре 2021 года публику угостили шедевром «Мария. Спасти Москву», в котором ключевая роль в сражении за столицу отводится поискам чудотворной иконы.

Очень мобилизующая общество лента — зачем нужны оборонная промышленность, подготовка резервов, патриотическое воспитание, если для сокрушения врага достаточно просто полетать с образом вокруг поля битвы?

Вопрос не в отношении к религии, а в примитивизации патриотизма как такового.

С кем вы, мастера халтуры?

Да, были и достойные ленты вроде «Подольских курсантов». Но они, увы, на общем фоне погоды не делают.

Надо честно признаться: отечественные киноделы наловчились осваивать госбюджеты на патриотическое кино, выдавая откровенный шлак. И режиссеры, и сценаристы, и чиновники полагали — в отчетах галочка поставлена, а в остальном не проверишь.

Проверили: провальные сборы в кинотеатрах и вереницы «бегунов» в сторону границы и есть самый объективный результат.

Теперь вопрос: что именно снимают сейчас деятели, за которых ходатайствует Никита Сергеевич Михалков? Неужто новых «Офицеров», после которых мальчишки загорятся желанием посвятить жизнь воинской профессии? Никаких намеков на это нет.