«В начале 1960-х по СССР ходила легенда: неуловимый гражданин воровал автомобили у богатых, продавал и раздавал деньги бедным», – рассказала «АиФ» соавтор книги «Берегись автомобиля. Расследование» Наталья Рябчикова.
8 июля «Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» выпускает в прокат легендарную картину Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». К выпуску обновлённой версии была также приурочена книга, рассказывающая о непростых съёмках.
«Угнали машину»
– Многие слышали о благородном воре, – говорит Наталья Рябчикова. – Брагинский с Рязановым, решив снять о герое фильм, даже пытались его разыскать. Потом Эльдар Александрович признал, что такого человека не было, потому что он его не нашёл. Однако тема была злободневная: тогда ходили слухи вокруг указов, ограничивающих накопительство. Все переживали: будут ли отбирать дачи, можно ли участки записывать на родственников, а вдруг появятся такие народные мстители, как тот самый Робин Гуд?
Сценарий писался под Юрия Никулина. Съёмки должны были начаться летом 1963 г. А тут, как назло, актёру назначают поездку в Японию.
– Эльдар Александрович пошёл к начальству, чтобы уговорить оставить Никулина в Москве. Но там заявили: «Ваш фильм не нравится. Мы его законсервируем». Не понравилось, что советский гражданин ворует машины, а не идёт в ОБХСС. 15 апреля 1963 г. состоялось заседание сценарно-редакционной коллегии Главного управления художественной кинематографии, где судьба первой версии картины Рязанова была предрешена.
С заглавным словом выступил Иван Бакуринский, член редколлегии Главного управления художественной кинематографии. Он заявил: «Я не думаю, что основная идея фильма – борьба с частнособственническими устремлениями отдельных людей – может служить прочной идейной основой фильма. Она даже может носить вредный характер… Как борется этот герой? Герой вступает в индивидуальный поединок… Для наших условий это неправомерно… У нас есть приказ, в котором говорится, что органы милиции представлены в фильмах крайне смешно и нелепо. Мы должны создавать произведения, в которых бы подчёркивалась роль милиции».
Тогда Рязанов пошёл на хитрость. Вместе со своим соавтором Брагинским они сценарий переделали в повесть и опубликовали её в журнале «Молодая гвардия». Как только повесть вышла в свет, стало понятно, что какую-то цензуру история прошла. И вот авторы снова отправились к киношному начальству с предложением снять фильм. Получив добро, они переписали часть сценария. Если раньше фильм назывался «Угнали машину», то теперь картина именовалась «Берегись автомобиля».
Сценарий новый, название новое, нужны и новые актёры. Сначала Эльдар Рязанов, конечно, предложил роль Юрию Никулину. Но актёр ответил отказом: сказал, что у него уже перегорело желание играть Деточкина. Кого пригласить на роль советского Робин Гуда?
– Все выступали за Леонида Куравлёва. Высшее киношное начальство даже проводило собрание, на котором обсуждало пробы разных актёров. Режиссёр Лео Арнштам посмотрел пробы и Куравлёва, и Смоктуновского. Он заявил, что оба актёра подходят на эту роль, но с каждым из них будет совершенно разное кино. Многие отметили, что пробы у Смоктуновского были плохие. Они проходили в Ленинграде, качество видео и звука оставляло желать лучшего, Смоктуновский был сильно уставшим.
Пришлось побороться
Да и сам актёр всячески пытался отказаться от этой работы. Он сильно болел, был измотан предыдущими съёмками и постоянно намекал Рязанову, чтобы тот подыскал кого-то ещё. Режиссёр от отчаяния попробовал на Деточкина Олега Ефремова, который, кстати, мечтал об этой роли. Он даже научился водить машину ради неё. Говорил, что будет водить красивый автомобиль на площадке, а потом на заработанный гонорар выкупит его. Но Ефремов совсем не был похож на Деточкина. Кто-то сказал, что это «волк в овечьей шкуре». В итоге Ефремову дали роль Подберёзовикова, что его поначалу расстроило. Но он нехотя согласился играть.
А вот за Смоктуновского пришлось побороться. Когда к нему в Ленинград поехали делать пробы, актёр снимался в картине «На одной планете», играл Ленина. Рязанову тогда сказали: «Как это, он сначала Ленина сыграл, а теперь преступника? Какой-то неразборчивый». Но режиссёр настаивал на своём: «Деточкин – это Смоктуновский!» Уже всё было готово к съёмкам, начальство сдалось, и тут актёр сообщил Рязанову в телеграмме, что он лежит на даче далеко от Ленинграда, болеет, сниматься не сможет. Эльдар Александрович собирается и едет на эту дачу из Москвы. Все, конечно, были удивлены, супруга Смоктуновского была не рада такому визиту: она хотела, чтобы муж отлежался. Но Эльдар Александрович каким-то немыслимым образом смог настоять на своём и даже взял со Смоктуновского расписку, что тот будет у него сниматься.
Зеваки помешали
Пришлось заново подбирать актёров. Например, роль следователя с Никулиным должен был играть Юрий Яковлев. Но со Смоктуновским он уже так не смотрелся.
– Поменялось и имя следователя. У Никулина-Деточкина был антагонист по фамилии Мастикин. А вот новому Деточкину режиссёр назначил следователя Подберёзовикова. Помощница Подберёзовикова Таня появилась совершенно случайно. Роль жены Димы Семицветова досталась актрисе Татьяне Гавриловой. Она, собираясь на пробы, позвала с собой за компанию подругу, Викторию Радунскую. Рязанов увидел её и решил, что Виктория может сыграть помощницу Подберёзовикова, которая смотрит на своего шефа влюблёнными глазами.
Татьяна Гаврилова пробовалась и на роль невесты Деточкина. Но в итоге ею стала Ольга Аросева. Единственное условие, которое поставили создатели фильма перед актрисой: профессионально обучиться вождению троллейбуса, что она и сделала. И впервые со Смоктуновским познакомилась как раз во время движения этого самого троллейбуса. Шли съёмки, троллейбус ехал, Аросева сидела за рулём, как вдруг к лобовому стеклу бросился Смоктуновский. У неё была одна мысль: «Только бы его не раздавить». А те люди, которые ехали в этом троллейбусе, массовка, даже не подозревали, что транспорт ведёт не водитель из автопарка, а известная актриса.
Была в сценарии одна сцена, № 12, тоже связанная с машинами, которая не вошла в картину. Это эпизод, когда автомобиль на скорости дважды переворачивается, едет какое-то время на крыше, а потом снова переворачивается на колёса. Сначала подумали снять это всё с помощью комбинированных съёмок и макетов. А все трюки на съёмках выполнял каскадёр Александр Микулин. Он сказал: «Эльдар Александрович, давайте я прямо так с одного дубля проеду!» К такой опасной съёмке готовились очень тщательно. Всё должно было происходить в Москве на Красных Воротах. Скорая помощь на всякий случай приехала. Микулин несколько раз набирал скорость, выходил на вираж, но дальше трюка не происходило – слишком много собралось вокруг зевак, была опасность въехать в толпу. Пришлось вернуться к комбинированному варианту. Из-за зевак многие сцены погонь снимались на окружной дороге, причём в разных местах, на разных шоссе. Например, погоню Жжёнова за Смоктуновским устроили недалеко от «Шереметьево».
После выхода картины на экраны Эльдар Рязанов вспоминал, что фильм критикам сначала не понравился. А потом внезапно, года через три, «Берегись автомобиля» уже называли классикой кинематографа. Как говорится, народ не обманешь.