«Одно желание — поглумиться». Что «передёрнул» Ианнуччи в «Смерти Сталина»?

«Смерть Сталина». © / Кадр из фильма

«Стыдно за авторов!»

— Авторами руководило лишь одно желание — поглумиться, — уверен член правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский. — Мне как историку трудно... нет, пожалуй, даже невозможно воспринимать данную ленту как исторический фильм. Если бы не титры, в которых присутствуют имена Сталина, Хрущёва, Берии, Маленкова, Кагановича, Жукова, никто и в жизни бы не догадался, что на экране именно эти исторические деятели. Трагичный момент нашей истории, связанный в том числе и с многочисленными жертвами сталинского режима, становится в этом фильме объектом невежественной, идиотской насмешки. В фильме созданы не столько отталкивающие образы Сталина, Жукова или Хрущёва, сколько отталкивающий, отвратительный образ России как таковой.    
   

Болван на болване

— Каждая сцена фильма, каждый персонаж пропитаны самой разнузданной ложью, — говорит доктор исторических наук, научный директор РВИО Михаил Мягков. — Вот, скажем, маршал Победы Георгий Жуков. Человек со сложным, жёстким характером. Умный, волевой, собранный, проницательный. Стратег с большой буквы. Каков он в фильме? Ограниченный солдафон, придурок и маньяк, находящий радость в самом грубом насилии. С каким-то порочным удовольствием он бросает горящую спичку на облитый бензином труп Лаврентия Берии. Причём происходит это в Кремле, чуть ли не на Соборной площади. Этого не просто не было — этого и быть не могло!

Как известно, арест Берии произошёл в конце июня 1953 г. Суд и расстрел — в конце декабря того же года. Создатели фильма не сочли нужным заглянуть в справочники. У них Берию арестовывают сразу же после похорон Сталина. Тут же судят — чуть ли не в туалете — и убивают. А потом по-животному глумятся над трупом.

Похороны Сталина — какой-то абсурд во всём. Иосиф Виссарионович умер 5 марта, похороны состоялись 9 марта. Весна тогда была холодная, лежал снег. Однако в кино сплошное лето.

Проститься с вождём тогда пришло очень много людей — произошла давка, многие были покалечены или даже погибли. Но эта трагическая страница в кино превращается в жестокий и кровавый фарс — нам показывают, что люди гибли от пуль подразделений спецслужб, которые расстреливали похоронную процессию.

Целиком и полностью лжив эпизод, описывающий события на ближней даче Сталина после его смерти и увоза тела. Откуда ни возьмись там появляются подразделения госбезопасности. И хладнокровно расстреливают прислугу, охранников, других людей. Вывозят в неизвестном направлении каких-то мифических двойников Сталина, врачей. Но ничего подобного не было. Так, кардиолог Павел Лукомский, вызванный к умирающему Сталину, умер в 1974 г. в преклонном возрасте. Академик Александр Мясников скончался в 1965 г. и успел написать воспоминания о событиях 2-6 марта 1953 г. Оба эти врача участвовали во вскрытии тела Сталина. И ни один из них не говорит о том, что там присутствовал и сын вождя Василий.

А по мнению создателей фильма, Василий Иосифович, оказывается, напился до скотского состояния, изрыгал вульгарную непотребщину и стрелял в воздух.    
   

Абсолютно нелепо и дико выглядит в фильме Никита Хрущёв. Не менее нелеп и Георгий Маленков. Человек, который после смерти Сталина серьёзно занимался вопросами сельского хозяйства, снизивший налоги, в кино показан самовлюблённым болваном, которого не волнует ничего, кроме собственной внешности.

В целом получается удивительно некрасивая история, которая унижает и оскорбляет не столько исторических деятелей, сколько нас с вами. Дескать, вот такие эти русские — они были рабами невежественных, грубых идиотов!

«Поцелуйте мой советский зад!»

Фильм снят по комиксам французов Фабьена Нури и Тьерри Робена «La Mort de Staline».

События разворачиваются в марте 1953 г. Сталин, срочно затребовавший привезти пластинку с понравившейся ему музыкой, обнаруживает вложенную в конверт записку от пианистки Марии Юдиной. Мария обвиняет его в том, что он разрушил страну. Сталин начинает хохотать и... падает замертво. Следующим утром поднятые по тревоге министры и члены Политбюро — Берия, Хрущёв, Маленков и пр. — вступают в схватку за власть, пытаясь как можно быстрее утопить соперников.

Между собой политическая верхушка страны общается на языке дворовой шпаны: «Наш генсек лежит в луже какой-то срамоты!» — вопят приехавшие на сталинскую дачу. «Я Берлин брал и тут как-нибудь разберусь, жирдяй в пенсне», — цедит сквозь зубы Жуков. «Землеройка очкастая», — слышит за спиной Берия. «Я миротворец! Кто против меня, поставлю раком», — ласково предупреждает Хрущёв. «Поцелуйте мой советский зад!» — кричит Маленков, которого остальные конкуренты держат за слабака. В итоге Хрущёву и Жукову удаётся перетянуть на свою сторону Маленкова, и они свергают рвущегося в лидеры Берию.

«Это издевательство!»

Дети Хрущёва и Жукова выступили категорически против этого фильма.

Сын бывшего главы СССР Сергей Хрущёв направил письмо на имя министра культуры РФ Владимира Мединского с просьбой «приложить все усилия для того, чтобы эта подлая ложь не отравляла чувства людей, пришедших в кино, — как молодых, так и тех, для кого ещё свежа память о прошлом». Этот фильм Сергей Никитич считает «пасквилем на весь народ и руководство страны того времени».

Раскритиковали фильм и дочери Г. Жукова Эра и Мария Жуковы. Эра подписала обращение к министру культуры с просьбой временно отозвать прокатное удостоверение у ленты. Поддержала идею снять картину с проката и Мария Жукова. «Это отвратительный фильм и издевательство над нашей историей, над нашими героями, в частности — над моим отцом.

То, как там показаны все советские люди, просто оскорбительно, — считает Мария Георгиевна. — Показывать такое кино очень опасно в плане воспитания подрастающего поколения. Воспитывать молодёжь надо на патриотических примерах и на фильмах, которые основаны на реальных событиях».