Новогодний русский Хогвартс. Как «Чародеи» опередили Гарри Поттера

Кадр из фильма

Новогодних фильмов в нашей стране было снято немало. Но если выделять тройку картин, которые прошли испытание временем, и стали такими же обязательными, как салат оливье, то их будет три — «Карнавальная ночь», «Ирония Судьбы, или С легким паром!» и «Чародеи».

   
   

Творение Константина Бромберга появилось позднее картин Рязанова, и этот фильм, пожалуй, таит наибольшее количество загадок и сюрпризов. Наверное, иного и не могло быть, когда речь шла о магии и волшебстве.

Как тебе такое, Джоан Роулинг?

В 1964 году Аркадий и Борис Стругацкие выпустили повесть «Понедельник начинается в субботу». В ней от первого лица рассказывается история ленинградского программиста Саши Привалова, который, благодаря случайному знакомству, стал сотрудником НИИЧАВО — Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства.

Если эту повесть предложить современным молодым людям, ничего не знающим о Стругацких, то можно нарваться на недовольное: «Так тут все списано у Джоанг Роулинг».

И действительно, НИИЧАВО — это нечто среднее между Хогвартсом и Министерством Магии, а сам Привалов подозрительно смахивает на слегка подросшего Гарри Поттера. Да и сами приключения магов в современном мире не лишены определенных параллелей.

Вот только Джоан Роулинг появилась на свет в 1965 году, когда повесть Стругацких стала, как сейчас говорят, бестселлером в СССР. Так что кто у кого мог позаимствовать идею, вы сами понимаете...

Легенда о цензуре

Авторами сценария фильма «Чародеи» тоже считаются братья Стругацкие. Вот только в картине от повести не осталось почти ничего, за исключением истории про институт с магами, да пары-тройки фамилий героев.

   
   

Режиссер Константин Бромберг в своих интервью упирал на то, что сюжет оригинальной повести не прошел бы цензуру.

Действительно, к Стругацким в 1970-х годах у властей было сложное отношение. Вот только данной повести это не касалось. Мало того, в 1979 года она была переиздана.

Киносценарий братья Стругацкие написали на основе второй части повести, которая называлась «Суета сует». Ее события развивались как раз под Новый год, что идеально подходило для новогоднего фильма.

В 1980 году этот сценарий был опубликован в журнале «Уральский следопыт», но режиссеру он категорически не понравился. Цензура тут, по большому счету, была ни при чем. К тому времени на счету Константина Бромберга был трехсерийный блокбастер «Приключения Электроника», показ которого по ТВ легко загонял домой самую отъявленную уличную шпану. Огромный вклад в успех картины внесли песни, которые поют и сегодня. Поэтому и в новой картине режиссер собирался сделать ставку на музыку.

«Фильм задумывался режиссером как мюзикл»

В титрах авторами окончательного сценария значатся Аркадий и Борис Стругацкие. Но вот что вспоминал сам Борис Стругацкий: «С Константином Бромбергом мне работать не пришлось совсем, я с ним лишь едва знаком... Фильм „Чародеи“ задумывался режиссером как мюзикл... Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что...».

Таким образом, над сценарием трудился, возможно, только один из братьев. Не исключено, что большая часть итогового сюжета принадлежит режиссеру, а не авторам оригинальной повести.

Даже сам институт переименовали в НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг), Сашу Привалова заменили на Ваню Пухова, который, к тому же там вовсе не работал, а лишь нашел себе там невесту.

Вот так новогодняя сатирическая комедия из жизни магов-ученых стала комедийным лирическим мюзиклом. Чего, кстати говоря, многие поклонники Стругацких до сих пор не могут простить Бромбергу.

Настоящая ведьма

Конструировать успех режиссер начал с поиска главных героев. На роль Вани Пухова пробовался весь цвет советского кино, но в итоге Бромберг остановился на Александре Абдулове. Худсовет отбивался, как мог, справедливо замечая — ну какой из этого героя-любовника сказочный Иванушка? Бромберг свой выбор отстоял и не ошибся, хотя вряд ли эту роль можно считать самой яркой в послужном списке Абдулова.

Иное дело Аленушка. Актрисе в этой роли предстояло воплотить два образа — нежную и милую возлюбленную Вани и, простите, законченную стерву. Отклоняя первых красавиц советского кино, режиссер повторял: «Эта стерву не сыграет!»

Подходяшей «стервой» оказалась Александра Яковлева. Члены съемочной группы потом рассказывали, что актриса вела себя на площадке, как и подобает настоящей «ведьме». Так и результат в итоге получился блестящий!

Гении второго плана

Но короля, как известно, играет свита. Актеры на ролях второго плана были первоклассными — Екатерина Васильева, Роман Филиппов, Валерий Золотухин.

Если Михаил Светин и до «Чародеев» специализировался на характерных ролях, то Эммануил Витторган считался мастером более серьезных ролей. Однако тандем Светина и Витторгана получился невероятно успешным. Ну, а сцена, где пара подвешивает к потолку Абдулова с песней про костюмчик — это практически готовый музыкальный клип.

Главного злодея доверили Валентину Гафту, и его Сатанеев затмил чуть ли не всех положительных героев. 

Семен Фарада в «роли гостя с Юга» должен был появиться только в паре сцен, но сам добился от режиссера, чтобы его персонаж прошел через весь фильм. За это и поплатился — блуждания Фарады снимали по ночам в бесконечным коридорах телецентра «Останкино», где когда-то по-настоящему заблудился Константин Бромберг. Легенда гласит, что где-то внутри это здания замурован забытый строителями бульдозер. Фарада настолько устал от однообразия коридоров, что у него буквально вырвалось: «Ну, кто так строит? Кто так строит?». 

Кот — главный пострадавший

Кстати, искать настоящее здание НУИНУ бесполезно — его «слепили» из нескольких частей. Это гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», ДК ЗИЛ, а также гостинично-туристский комплекс «Суздаль».

Больше других в «Чародеях» пострадал ученый кот, которого озвучивал Георгий Вицин. Это была полноценная роль, от которой не осталось практически ничего, кроме возгласов «Хам!» и «Ура!»

И опять непонятно, кто тут виноват — Бромберг утверждает, что всему виной цензоры. Но дело в том, что фильм и так был двухсерийным, и весь отснятый материал вместить было трудно. Так что не исключено, что котом пожертвовали авторы, дабы не отвлекать зрителей от основных образов.

«Три белых коня» и «Снежинка»

Если касаться только истории, то сюжет «Чародеев» проигрывает оригинальной повести в одну калитку. Но фильм намертво скреплен песнями. Музыку писал Евгений Крылатов, уже работавший с Бромбергом на сверхуспешных «Приключениях Электроника», а стихи Леонид Дербенев. Получилось более десятка хитов, в том числе теперь уже вечные «Снежинка» и «Три белых коня».

Музыкальные партии за себя в фильме смогли исполнить Александр Абдулов и Михаил Светин, который, помимо песни «вагонного», вместе Эммануилом Витторганом спел и незабываемый шлягер про костюмчик. Что касается остальных песен, то Александре Яковлевой петь «помогала» Ирина Отиева, а Екатерине Васильевой — Жанна Рождественская. А главные хиты, звучащие от имени сестры главного героя, поделили Лариса Долина и Ольга Рождественская — первая исполнила «Три белых коня», а вторая — «Снежинку».

Продолжения не было. Повезло

31 декабря 1982 года состоялась премьера картины по ТВ. Далеко не все критики остались в восторге, не в последнюю очередь потому, что, как уже говорилось, от первоначальной идеи Стругацких практически ничего не осталось. Но большинство зрителей отнеслось к картине как к самостоятельному произведению.

Для фильмов, подобных «Чародеям», решающим фактором становится проверка временем. И чем больше лет проходило, тем очевиднее становилось — это настоящий шедевр.

Из «главной новогодней тройки» отечественных фильмов только «Чародеи» избежали ремейка-продолжения. Чудом, поскольку сам Константин Бромберг признавался, что вынашивал сюжет, в котором события должны были развиваться в «лихие 90-е» с «братками» и прочими радостями «новой жизни».

Но пусть лучше наш «новогодний русский Хогвартс» остается неприкосновенным.