«Экипаж» в прямом смысле слова делался вручную, — говорит директор картины Борис Криштул. — Первые «Звёздные войны» снимались на пять лет раньше, в 1975 году, и там уже было несколько компьютерных кадров. Увы, до советского кино эти технологии дошли намного позже».
Взрывы и пожары
Сценаристы «Экипажа» придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолёта, ремонт лайнера во время полёта... Естественно, в сценах взрывов участвовали не настоящие самолёты, города и заводы, а их игрушечные макеты. Впрочем, один пожар должен был быть реальным. Чтобы показать пылающий аэропорт в Африке, нашли списанный Ту-114 и решили его поджечь. Пиротехники залили в самолёт солярку, проложили провода — и лайнер запылал мощно и красиво! Но киношники вдруг заволновались: «А где Митта?! Кажется, команду "Мотор!" никто не давал». Оказывается, провода дали искру, и режиссёр приехал уже на пепелище. Говорят, он был так потрясён, что даже орать не мог... А второго списанного самолёта больше не нашли.
Стюардесса по имени Саша
«Я поехал в театральное училище просить разрешение на участие Саши в съёмках, приготовившись к самому худшему, — вспоминает директор картины Борис Криштул. — В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино. А тут ректор меня огорошил: "Вы по поводу Иванес? Снимайте!" "Как же так?" — удивился я. "Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, — объяснил он. — И вам не советую с ней связываться. Попомните моё слово, хлебнёте вы с ней лиха!" Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы её из съёмочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей. Например, попросили её заехать на студийной машине за Анатолием Васильевым. "Обязательно", — пообещала она. Но в "Домодедово" приехала одна и безмятежно сказала: "А меня об этом никто не просил". Съёмки были сорваны. Последний скандал случился уже во время монтажа. Месяца за два до этого "стюардесса" успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять фамилию на Яковлеву, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были готовы. После её очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку».
Первый эротический
Эротическая съёмка проходила ночью на «Мосфильме». На удивление собравшейся в павильоне группы Александра Яковлева с лёгкостью сбросила с себя платье, сняла трусики и обнажённая бегала перед камерой. А вот Леонид Филатов наотрез отказался сниматься без брюк и во всех постельных сценах работал в джинсах, прикрывая их простынёй. Кстати, Филатов говорил, что ему трудно даётся роль плейбоя, ведь в жизни он абсолютно другой человек — стеснительный и скромный.
Утром плёнку отправили в проявку, и пожилые дамы из лаборатории пришли в ужас. «Митта устраивает по ночам оргии!» — кричали они в дирекции. Потом пришёл черёд возмущений худсовета, разного рода начальников, и в результате в фильм вошло лишь 20% отснятого откровенного материала. Тем не менее даже эти крохи произвели фурор среди советских зрителей и позволили дать картине название «эротический».
Кинопробы
На роль второго пилота в «Экипаж» взяли Николая Караченцова. Но буквально накануне съёмок актёр зашёл в студию и сказал, что очень занят в Ленкоме, а ещё снимается в Белоруссии, на телевидении, и даже выступает на концертах с вокальными номерами. «Ваши один или два дня в неделю», — заявил Караченцов. В таком режиме работать было невозможно, поэтому на роль взяли менее занятого Анатолия Васильева.
На роль стюардессы Тамары утвердили Елену Проклову, но, когда актрису попросили приехать на «Мосфильм» заключить договор, она отказалась от съёмок. «Я очень хочу сниматься, — говорила Елена. — Но представляете, Ира Мирошниченко внезапно уехала в Южную Америку, и Олег Николаевич Ефремов ввёл меня сразу в несколько спектаклей вместо неё». Александр Митта долго не мог найти ей замену.
Олег Даль снимался в «Экипаже» в роли борт¬инженера Скворцова в течение двух недель, а потом отказался от работы. «Режиссёр классный, сценарий хороший, но я впервые в жизни не могу сниматься. Я болен», — сказал он. В этот период актёр был закодирован и действительно чувствовал себя плохо. Через год актёра не стало (на Украине его, закодированного, угостили смертельной дозой алкоголя).
Факты
- Финал фильма должен был быть другим. По сценарию командир экипажа (Георгий Жжёнов) после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра — авиации и кино — вцепились в горло Митте, настаивая на хеппи-энде. «Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрёте! — брякнул Митта, показывая на министра. Но тут же понял свою бестактность и добавил: — И я умру». Месяц режиссёр боролся с министрами, но смерть командира экипажа всё равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. Герой Жжёнова умирает, но не в кадре. Просто стюардесса, объявляя: «Вас приветствует командир корабля...», называет другую фамилию командира экипажа.
- Очень долго искали «главного героя» картины — самолёт Ту-154. Списанных машин не было, потому что модель только вышла на трассы. Случайно узнали, что в Омске при посадке сгорел лайнер, остался только хвост. Через полстраны притащили его во «Внуково» и снимали в нём сцену ремонта обшивки самолёта в воздухе. Замотанный в тёплую одежду Анатолий Васильев якобы выбирался из летящего Ту-154 и под рёв моторов и свистящего ветра (его создавал мощный ветродув) ремонтировал пострадавший лайнер. Как потом вспоминал сам актёр, на съёмках этой сцены он чуть не получил тепловой удар, настолько жарко и душно было в «костюме».
- Работа над сценарием фильма была ещё в самом разгаре, а по Министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолёта. Но как же так?! Самолёты фирмы Туполева — самые надёжные в мире, «Аэрофлот» — самая лучшая и безопасная компания в мире. Надо было что-то придумать. И авторы — Ю. Дунский и В. Фрид — нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит не в СССР, а в далёкой Африке.