Украинский блогер Анатолий Шарий обратил внимание на некоторые фильмы 79-го Венецианского кинофестиваля и поразился, насколько их сюжеты отражают всеобщую западную истерию по предоставлению равных прав ЛГБТ-сообществу и показу нетрадиционных отношений как новой нормальности.
О каких фильмах идет речь?
Блогер упомянул о шести фильмах из основной конкурсной программы. У этих картин действительно почти нет шансов попасть в российский прокат — не только из-за ухода из нашей страны больших американских кинокомпаний, но и в свете обсуждения в Госдуме полного запрета на пропаганду нетрадиционных отношений. Напомним, что сейчас в России такая пропаганда запрещена только среди несовершеннолетних, и для обхода этого запрета используется, как правило, возрастная маркировка «18+».
Среди этих лент и работа признанного мастера и номинанта на «Оскар» (за картину 2010 года «Черный лебедь») Даррена Аронофски «Кит». В ней рассказывается история мужчины (его играет актер Брендан Фрейзер), который когда-то оставил семью ради гея-любовника, а когда тот умер, то начал много есть и набрал безумный вес в 600 фунтов (около 270 кг). В таком состоянии герой пытается восстановить отношения со своей взрослой дочерью.
Кроме того, упомянуты «Моника» итальянца Андреа Паллаоро о транс-девушке и ее воссоединении с семьей, документалка американки Лоры Пойтрас «Вся красота и кровопролитие» об ЛГБТ-активисте, «Повелитель муравьев» еще одного итальянца Джанни Амелио — историческая драма про писателя-гомосексуалиста, которого в 1960-м отправили в тюрьму за греховную связь. А также «Безграничность» Эмануэле Криалезе — еще одна историческая драма из Италии о женщине (ее сыграла Пенелопа Крус), которая разводится с мужем и пытается справиться с 12-летней дочерью-подростком, объявившей себя мальчиком.
Всегда ли фильмы про ЛГБТ побеждали в Венеции?
Разумеется, нет — это скорее исключение из правил. ЛГБТ-тематика на фестивале (и на других мировых киносмотрах) присутствует давно, но, как правило, до «Золотых львов» (высшая награда Венецианского кинофестиваля) посвященные ей фильмы добираются очень и очень редко. Например, в 2005-м жюри фестиваля наградило картину Энга Ли «Горбатая гора» — но эта работа позже собрала приличное количество престижных наград, так что Венеция была лишь первой в череде многих.
Побеждают на кинофестивалях такого уровня — а Венеция входит в тройку самых престижных наравне с Каннами и Берлином — фильмы на самые разные темы. В 2011 году, например, триумфатором был «Фауст» Александра Сокурова; в 2017-м — полуфантастическая «Форма воды» Гильермо дель Торо, в 2019-м — кинокомикс Тодда Филлипса «Джокер», а в 2020-м — «Земля кочевников» Хлои Чжао.
То есть в целом венецианское жюри старается выбирать те фильмы, которые действительно заслуживают наград — хотя в некоторые годы выбор был достаточно спорным.
А есть выбор у жюри Венеции в этом году?
В этом году судит конкурсную программу Венеции жюри во главе с американской актрисой Джулианной Мур, а среди членов жюри — кинематографисты из Аргентины, Италии, Франции, Ирана, Великобритании и Испании.
И выбор у них достаточно богатый — даже если не считать Аронофски. Напомним, что его «Черный лебедь» участвовал в Венецианском кинофестивале 2010 года, но получил лишь одну награду — Мила Кунис получила приз как лучшая молодая актриса.
В основном конкурсе принимает участие 23 картины из многих стран мира; российское кино, конечно же, на фестивале не представлено.
Но есть кино из Ирана («За стеной» Вахида Джалильванда и «Никаких медведей» Джафара Панахи), из Аргентины («Аргентина, 1985» Сантьяго Митре), Японии («Личная жизнь» Кодзи Фукады).
Стоит отметить «Бардо» мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту — это драма о возвращении на родину после долгого отсутствия, или «Белый шум» американца Ноа Баумбаха с Адамом Драйвером в главной роли.
Ну и, конечно, «Блондинку» еще одного американского режиссера Эндрю Доминика — это что-то вроде выдуманной истории Мэрилин Монро (ее сыграла Ана де Армас), основанной на романе писательницы Джойс Кэрол Оутс, которая писала совсем не байопик знаменитой актрисы.