«Нестыковочка, товарищи». Подробная шпаргалка, как охотиться за киноляпами

Недавно на телевидении прошел показ сериала «ГДР», в котором многие отметили ряд исторических нестыковок. Например, самолет, пилотируемый немцем Матисаом Рустом и незаконно приземлившийся на Красной площади, якобы специально не сбивали, потому что на борту там было оружие массового поражения. В действительности же это не так. В Сети развернулись горячие дискуссии, допустимы ли такие искажения исторических фактов.

   
   

Таблетки подкачали

А ведь дело еще не дошло до так называемых киношных ляпов, которые внимательные зрители, пересматривая сериал, наверняка, обнаружат.

Не секрет, что есть даже охотники за такими нестыковками. Для них сбор ляпов — как для грибников поиск белых в лесу.

Грибники знают приметы обитания этого благородного гриба, благодаря которым собирают богатый урожай. Так и охотники за ляпами знают, на чем надо фокусироваться в первую очередь.

Если решите в следующий раз смотреть кино не просто ради удовольствия, но и с точки зрения поиска нестыковок, наша шпаргалка, основанная на «золотом фонде» ляпов из советских фильмов, вам в помощь.

Итак, имеет смысл обращать внимание на количество предметов в кадре, даже если речь идет о такой мелочи, как таблетки, но этим таблеткам придается значимость. Так, в сериале «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) в новелле «Наваждение» Шурику и Лиде приходится скормить злой собаке, преграждающей им путь, таблетки снотворного. Шурик пичкает таблетками кусок колбасы — четыре штуки. Пес оказывается не промах: он съедает колбасу, а таблетки остаются на асфальте. Но вместо четырех их там уже пять.

Цифры — вообще вещь коварная. В легендарной комедии «Берегись автомобиля» (1966) в начале фильма мы видим, что любимая женщина Деточкина Люба, водитель троллейбуса, появляется сперва за рулем троллейбуса № 413, а в следующий раз это уже троллейбус № 478. Можно это оправдать тем, что героиня работала на разных маршрутах. Но, скорее всего, киногруппе просто приходилось использовать тот троллейбус, который им выдали в конкретный день.

   
   

Кто украл телефон?

Не менее злую шутку с невнимательными ассистентами по реквизиту играет и цвет. В этом же фильме, если внимательно приглядеться, автослесарь, ставший свидетелем пропажи «Волги» Семицветовых, в одном кадре появляется в руках с белой тряпкой, а спустя пару секунд, когда съемка идет с другого ракурса, тряпка становится черной.

Фокус со сменой цвета происходит и с рубашкой главного героя, угонщика Деточкина. Вот он беседует по душам в пивной со следователем Подберезовиковым и на нем рубашка в клеточку, а покидает угонщик пивную уже в однотонной рубашке. Стоп! Это же не зрители пива много выпили?! Нет, это костюмеры, когда к сцене в пивной съемочная группа вернулась спустя некоторое время, забыли проверить, во что был одет главный герой в предыдущих кадрах.

Неожиданно меняет цвет и домашний телефон Наденьки в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (1975) Рязанова.. Сначала Женя Лукашин звонит домой в Москву и цвет аппарата красный, а в следующих сценах телефон оказывается зеленым. Может быть, так режиссер сигнализирует о том, что первоначально накаленная атмосфера между Лукашиным и Наденькой становится миролюбивой, вот и цвет меняется на умиротворяющий зеленый? Это, конечно, шутка, но и прагматичных версий, куда со съемочной площадки мог деться прежний телефонный аппарат, хватает. Например, вспоминают про дефицит телефонных аппаратов в советское время, поэтому его со съемочной площадки и украли, как только он без внимания остался. Или из-за цены телефона — вещь это была недешевая, да и красный цвет придавал ему особую манкость. Вот и «угнал» кто-то красный телефон, а новый красного цвета найти не смогли, заменив на зеленый.

«Трубку положи!»

В другой комедии — «Джентельменах удачи» — прокололись уже не костюмеры, а художники. Актеру Евгению Леонову, сыгравшему сразу двух персонажей — директора детского сада и похожего на него как две капли воды рецидивиста Доцента — рисовали на плече татуировки. В одной сцене лампочка под черепом смотрит цоколем вниз, а в другой — вверх.

Один из самых интересных ляпов случился опять-таки в комедии «Ирония судьбы». Женя Лукашин из ревности выбрасывает в окно фотографию жениха Нади Ипполита, которого в фильме блестяще сыграл Юрий Яковлев. Фотография эта красовалась у Нади на полке, на самом видном месте. Прекрасный портрет Юрия Яковлева, из тех, что в советское время продавали в газетных киосках в серии «Любимые киноактеры». Фотокарточка, выброшенная в окно, планирует в воздухе и приземляется в сугроб. Надя, выйдя на улицу, поднимает фото и зритель успевает рассмотреть, что на ней вовсе не Юрий Яковлев, а Олег Басилашвили. Все потому, что до Яковлева на роль жениха Наденьки утвердили Басилашвили, даже вот реквизит в виде его фотопортрета подготовили. Но Басилавшвили от роли в последний момент отказался. Тем не менее его фото напомнило о том, что Ипполитом мог быть он.

Вспоминается и сцена из «Иван Васильевич меняет профессию», где Жорж Милославский орет на Буншу: «Трубку положь!» Чудесным образом трубка белого аппарата сама кладется на место без помощи человека. Эффектно? Лишь на первый взгляд. Внимательные зрители разглядели леску, прикрепленную к трубке.

Скотч как привет из будущего

Довольно часто в картинах в кадре появляются предметы быта, которые не соответствуют эпохе повествования. Так, в «Покровских воротах», где по сюжету действие разворачивается в центре Москвы в конце 50-х годов прошлого века, на экране появляется мальчик, у которого на одежде мелькает значок «Олимпийский мишка», символ московской Олимпиады 1980-го. Да и скотч, с помощью которого Хоботов смастерил себе головной убор из газет, тоже вошел в обиход позже.

Но этим больше, конечно, грешат современные фильмы, повествующие о советской эпохе. И если мебель того времени еще удается подыскать, то вот пластиковые окна в помещении на образцы 70-80-х годов прошлого века для достоверности бытовой стороны фильма или сериала менять не спешат. А уж про накачанные губы некоторых актрис, игравших героинь Великой Отечественной войны, только ленивый не писал.

Возвращаясь к советским хитам, не стоит думать, что их изучили вдоль и поперек на предмет киноляпов, у внимательных зрителей есть шанс найти свой шикарный «белый», который на самом видном месте, но его на протяжении десятилетий никто не заметил.