Нео, мы дома. Как Лана Вачовски «Матрицу» перезагрузила

Кадр из фильма

Так получилось, что в этом месяце на экраны вернулись сразу два хита двадцатилетней давности. От воссоединения актрис из сериала «Секс в большом городе» никто много и не ожидал, что не помешало новому проекту, озаглавленному «И просто так», получить в основном благожелательные отзывы. А вот к четвертой части франшизы «Матрица» отношение заранее было слегка настороженным: очень велик был шанс всё испортить, ведь «Революция» имела вполне однозначный финал. Но Лана Вачовски, ставшая в одиночку режиссером фильма «Матрица: Воскрешение» (сестра Лилли решила не участвовать в этом проекте), сумела решить эту непростую задачу.

   
   

Томас Андерсон (Ривз) — заслуженный геймдизайнер и гуру игроделия, создатель хитов серии «Матрица», у которого обычная жизнь не складывается. В прошлом он даже хотел покончить с собой, но его спасли. Теперь Томас регулярно посещает психоаналитика (Нил Патрик Харрис), который расспрашивает пациента о различных отклонениях в поведении и выписывает некие таблетки синего цвета. Отклонений много: например, однажды некий Морфеус (Яхья Абдул-Матин II) предлагает ему выйти в реальный мир, затем вступает в перестрелку с полицией, а самого Андерсона едва не приканчивает начальник (Джонатан Гроф).

Но что-то заставляет Томаса постоянно вспоминать о странных вещах и людях. В кафе он встречает некую Тиффани (Кэрри-Энн Мосс) — замужнюю даму с двумя детьми, которая кого-то напоминает Андерсону. Той тоже снятся странные сны, а ответы, похоже, знает только странная молодая девушка с цветными волосами по прозвищу Багз (Джессика Хенвик), которая следит за ними обоими с помощью невероятных приспособлений.

Вообще, пересказать даже завязку сюжета «Воскрешения» практически невозможно. Оставшаяся в одиночестве Лана Вачовски идет по не самому очевидному пути оживления старой франшизы. Она ничего не объясняет, зато насыщает пространство фильма событиями так плотно, словно задается целью с головой погрузить зрителей в водоворот перестрелок и переходов из одного мира в другой. И погрузить так, чтобы они позабыли о том, что в вышедшей восемнадцать лет назад «Революции» Нео-Томас погиб в схватке с агентом Смитом, да и Тринити не выжила.

И лишь потом, когда мельтешение незнакомых лиц, лишь слегка разбавленное нестареющим Киану Ривзом, начинает раздражать, Вачовски снисходит до подробностей происходящего. И нельзя сказать, что её версия событий, случившихся после финала «Революции», не имеет права на существование. Она, пожалуй, намного более логична, чем та, которой накормили фанатов «Звездных войн» в недавней новой трилогии.

Впрочем, мир «Матрицы» изначально допускает много вольностей. В нем не существует какого-то формировавшегося десятилетиями канона, события фильмов трилогии конца 1990-х и начала 2000-х успели изгладиться из памяти. И если после перезагрузки Матрицы старые программы будут выглядеть иначе, то что ж, так тому и быть, хотя, конечно, искать замену агенту Смиту в исполнении Хьюго Уивига — задача весьма и весьма нетривиальная. С Морфеусом Вачовски, кстати, поступила много проще: новый исполнитель этой роли очень похож на молодого Лоуренса Фишберна, особенно если надевает круглые черные очки.

В целом «Матрица: Воскрешение» оставляет очень хорошее впечатление. Это боевик в старом стиле, в котором есть место и для некоторых философских размышлений, но их, к счастью, не так много, как в первых трех фильмах, и сосредоточены они лишь на проблеме выбора. Да и появляются они точно в тех местах, где зрителям нужно перевести дух и обдумать, что за аттракцион они только что пережили.

   
   

Любопытно, что Томас Андерсон (то есть Киану Ривз) в начале «Воскрешения» очень похож на зрителя, случайно заглянувшего в кинотеатр, чтобы потешить свою ностальгию по старым добрым временам. Он ничего не знает, подоплека происходящих вокруг него событий ему непонятна, и выглядит Андерсон совершенно сбитым с толку всякой чертовщиной. Но в финале они вместе с Тринити (то есть с Кэрри-Энн Мосс) отрываются за то, что большую часть фильма их заставляли выглядеть нелепо, — хотя и в таком виде Киану Ривз остается очень обаятельным.

Лана Вачовски этой картиной, пожалуй, выполнила сразу несколько задач. Слегка поиздевалась над самой идеей снять четвертую часть франшизы («Warner Bros хотят продолжение „Матрицы“ — с нами или без нас, но лучше с нами»), возвратила в сюжет безвременно погибших в прошлых частях героев, а заодно ввела несколько новых лиц, которые вполне способны послужить хорошей свитой тем же Киану Ривзу и Кэрри-Энн Мосс, если у Warner Bros, упаси боже, возникнет желание сделать пятую или даже шестую часть.