Неизвестный Рязанов. Фильмы режиссёра, которые вы могли не видеть

Эльдар Рязанов. © / www.russianlook.com

Почти каждая работа мэтра становилась хитом кинопроката и разлеталась на цитаты. Однако в наследии Рязанова есть и не очень известные широкому зрителю фильмы. АиФ.ru рассказывает о киноработах режиссёра, которые не стоит забывать.

   
   

«Человек ниоткуда», 1961 год

Не случайно с фантастической комедией Рязанова «Человек ниоткуда» знакомы не все зрители. Картину с Анатолием Папановым, Сергеем Юрским, Юрием Яковлевым, снятую в 1961 году, сразу после выхода на экраны запретили.

Дело в том, что в своей новой работе молодой режиссёр хотел показать советскую жизнь глазами «человека со стороны» и изобразил на экране дикаря, который случайно попал в современную Москву. Однако «комическую ненаучную фантастику» кинокритики не оценили, пресса в один голос писала, что «фильму не хватает идейной концепции и ясной философской позиции».

Выступление советского партийного и государственного деятеля Михаила Суслова стало последней каплей: «К сожалению, нередко ещё появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет тратятся большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений рождаются под таинственным названием, как „Человек ниоткуда“. Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда». Запрет на показ фантастической комедии Рязанова действовал почти 30 лет, и только в 1988 году фильм разрешили к показу.

Кадр из фильма «Человек ниоткуда», 1961 год 

«Предсказание», 1993 год

«Предсказание» — один из самых грустных фильмов мастера кинематографа. Социальную драму с элементами притчи и фантастики Рязанов снял по собственной одноимённой повести в начале 90-х прошлого века. Пожалуй, эти годы были самым трудным временем для нашего кинематографа: большинство режиссёров не понимали, что снимать, на какие деньги, а главное, зачем это делать... Мрачное настроение не могло не отразиться в работе классика  в «Предсказании» нет ни следа от прежнего Рязанова, подарившего миру комедийных «Итальянцев в России»«Карнавальную ночь». Основную мысль новой картины режиссёр вложил в уста одного из героев: «Будущего нет у этой страны. Беги».

Актёрский состав «Предсказания», как всегда, был на высоте: в своеобразном реквиеме снялся один из любимых актёров Рязанова Олег Басилашвили, а также истинная парижанка Ирен Жакоб, которой роль в российской картине принесла номинацию на престижную кинопремию «Ника». По сюжету фильма в Москву приезжает писатель Олег Горюнов. На вокзале цыганка предсказывает ему смерть через сутки. К удивлению мужчины, предсказание гадалки начинает сбываться. А придя домой, Горюнов обнаруживает там самого себя в молодости...
Кадр из фильма «Предсказание», 1993 год 

«Привет, дуралеи!», 1996 год

Рязанов буквально по копейке собирал деньги на съёмки фильма «Привет, дуралеи!», и в 1996 году страна наконец увидела сентиментальную картину со всенародно любимым Борисом Щербаковым и очаровательной Татьяной Друбич. Главную же роль в мелодраматической комедии исполнил Вячеслав Полунин — один из самых известных клоунов современности.

Фильм познакомил зрителей с историей обычного московского мойщика окон, которому в середине 1990-х приснилось, что он — богатый француз, спрятавший в годы революции сокровища в тайнике, местонахождение которого знала только его жена. Казалось, что это был лишь сон, но спустя некоторое время герой обнаружил у себя французские корни, девушку, похожую на свою жену во сне, и даже квартиру, в которой спрятаны сокровища. Однако главная тема этой комедии лежала далеко за рамками авантюрных приключений. Рязанов хотел подарить зрителям новый фильм о настоящей любви, способной стать смыслом жизни.    
   
Кадр из фильма «Привет, дуралеи!», 1996 год 

«Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год

В 2005 году мир отмечал двухсотлетие со дня рождения великого датского сказочника — Ганса Кристиана Андерсена. Отметить эту дату решил и российский режиссёр. Рязанов снял фильм-сказку, а в основу сюжета положил реальную биографию писателя. Картина рассказывает о взаимоотношениях известного сказочника с двумя главными женщинами его жизни: безответной страстной любви к знаменитой шведской певице Йенни Линд и нежной привязанности к дочери адмирала Вульфа — Генриетте, влюблённой в него долгие годы.

При помощи талантливых актёров: Сергея Мигицко, Алены Бабенко, Станислава Рядинского, Натальи Щукиной, Анны Пуховой, Владимира Симонова Рязанов хотел открыть широкому зрителю глаза на настоящего сказочника, который так много писал о любви, но при этом был безмерно одиноким человеком. Именно «Андерсен. Жизнь без любви» многие кинокритики называют последней по-настоящему стоящей работой Рязанова, а сам режиссёр о своей картине говорил: «Вы не смотрели моего „Андерсена“? Боитесь, что я сделал г**но? А я последние два года жил ради этого фильма».

Кадр из фильма «Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год