Не для народа, а для привата. Рецензия на фильм «Один день в Стамбуле»

Кадр из фильма

Были времена, когда фильмы и спектакли от «Квартета И» становились событием. Но, кажется, эта эпоха уходит безвозвратно. Новая премьера под названием «Один день в Стамбуле» оставила ощущение некоторой неловкости.

   
   

Голосование ногами

Сюжет таков: четверо друзей приглашены к пятому, бизнесмену, который не может бывать в России, и потому собирает их в Стамбуле. А там им сообщают новость, что хлебосольный хозяин умер. После чего все перетекает в поминки, в ходе которых об усопшем, вопреки традиции, вспоминают далеко не только хорошее.

О смерти «Квартет И» уже говорил — и в черной комедии 2014 года «Быстрее, чем кролики», да и в других своих лентах. А уж нюансы дружбы, любви на фоне возрастных изменений становятся темой каждого фильма. И ощущение того, что ничего нового сказать уже нельзя, а все происходящее есть повторение самих себя, возникло не сейчас.

Но «Один день в Стамбуле» создает гнетущее чувство вымученности сцен, диалогов и даже шуток. Что наглядно фиксируют статистические показатели — если в первый уик-энд фильм собрал 193 с лишним тысячи зрителей, то вторая неделя продемонстрировала падение аудитории в 57%. Иными словами, те, кто пошли первыми, «Стамбул» от «Квартета И» рекомендовать друзьям не стали.

Спектакль про живого друга

И у этого проекта вообще очень странная история. Он появился в театре под названием «Один день из смерти Вадика Беляева, советского школьника, российского бизнесмена, американского пенсионера».

Все бы ничего, но Вадим Беляев — действительно реальная личность, бывший крупный акционер банка «Открытие», уехавший из России при не самых приятных обстоятельствах. Таких, какие героиня фильма «Любовь и голуби» характеризовала репликой: «А куда деньги дел?»

Многие театралы, пришедшие на этот спектакль «Квартета И», просто не поняли — зачем была эта ода человеку, действительно находившемуся в близких отношениях с актерами?

   
   

Самое удивительное то, что Ростислав Хаит в интервью заявлял, что изначально проект должен был быть иным, но они съездили к настоящему Беляеву в Стамбул, после чего наполнили спектакль реальной биографией беглого банкира, исполненной в весьма благоприятном ключе.

Никто не запрещает актерам дружить с банкиром и иметь о нем свое мнение. Только вот, наверное, впервые вокруг проекта «Квартет И» стал витать очень нехороший термин «заказуха». Возможно, необъективный, но формальные основания так думать у людей есть.

Ростислав Хаит.   Кадр из фильма

«День выборов» наяву

Но теперь спектакль переделали в киновариант, и тут тоже не обошлось без приключений. «Один день в Стамбуле» должен был выходить в феврале 2024 года, но премьеру внезапно отменили. И по времени это совпало с задержанием в США самого Вадима Беляева, которого обвинили в участии в схеме, позволяющей обходить американские санкции. В итоге лента дошла до зрителя с опозданием в девять месяцев. И получилась она настолько тяжеловесной, словно «Квартет И» попал внутрь своего же «Дня выборов», и реализует какой-то политический проект наяву. Вот только все уже устали, и было легкости нет и в помине.

Очевидно, что «Квартету» просто нечего сказать аудитории. Вернее, актеры сильно разошлись с большинством россиян во взглядах на мир.

Леонид Барац и Александр Демидов.  Кадр из фильма

«Стыдно и страшно»

То, что «Квартет» не ездил в Крым после 2014 года, в России многие встречали с пониманием — не хотят уроженцы Одессы становится «невъездными» в Незалежной.

Но после начала СВО, вроде бы, нужно было определиться.

И Леонид Барац, казалось, определился, заявив следующее: «Коренной одессит. Заслуженный артист Российской Федерации. Счастливый обладатель грин-карты. Актер, сценарист, продюсер. Так о чем же говорит мужчина? Призвать остановиться бессмысленно: это началось. Определять, что происходит, называть это тоже уже не хочется, и нет уже ни сил, ни желания. Есть одно желание: попросить русских, российских солдат не стрелять в гражданское население. Стыдно и страшно».

Тут сразу бросается в глаза избирательность: отчего Барац не просил не стрелять в гражданское население ВСУ? Или он полагает, что гражданских могут убивать только русские?

Но развивать тему ни Барац, ни кто иной из «Квартета И» не стали. И в феврале 2023 года на российские экраны вышел их новый фильм «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия».

Камиль Ларин. Кадр из фильма

«Ожидая, чья возьмет»

Его выход писатель Захар Прилепин охарактеризовал так: «На экраны воюющей страны выходит „О чем говорят мужчины. Простые удовольствия“. Звездный состав: Леонид Барац, которому „стыдно и страшно“, Максим Виторган, у которого „позор“. Но это еще хоть честные в своей позиции артисты. А участвует, собственно, весь „Квартет И“, в свое время демонстративно и с гордостью отказавшийся от поездок в Крым и Донбасс, а сейчас стыдливо хранящий молчание, видно, не желая тревожить чувства нацистов и ожидая, чья возьмет».

«Квартет» оказался умнее тех «творцов», которые, рассчитывая в начале 2022 года на крах России, устроили показательный сеанс эмиграции, а ныне, потеряв аудиторию, колесят по заграницам, сшибая мелочь у «релокантов».

Вот только, оставшись, актеры сосредоточились на обслуживании тех, кто, что называется, «живет с фигой в кармане». И если в рамках театра это не режет глаз, то на большом экране фальшь становится невыносима.

Фото: Кадр из фильма

Выражение «цветок в проруби», имеющее также более грубую форму, отражает ситуацию, в которой пребывает некогда любимый народом коллектив.

Но, видимо, эта любовь «Квартету» не требуется — устраивает и заказной приват для состоятельных господ.