Над матерью надругались, Глаголева ушла до срока. Личная драма Нахапетова

Актер и режиссер Родион Нахапетов. © / Валерий Мельников / РИА Новости

21 января отмечает 80-летие советский, российский и американский актёр кино, кинорежиссёр, сценарист народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Родион Нахапетов. Все знают его под именем Родион, но на самом деле мать при рождении дала ему имя Родина.

   
   

Трагедия случилась еще до его рождения

Нахапетов появился на свет 21 января 1944 года в городе Пятихатки Днепропетровской области на Украине. Именно там оказалась на момент родов его мать-партизанка. Это был плод любви между нею и красноармейцем Рафаилом Нахапетовым — они вместе воевали в партизанском отряде на Криворожье.

«В Великую Отечественную войну моя мама по заданию подпольной организации „Родина“ должна была перейти линию фронта и передать армии важные сведения от партизан. Её схватили немцы, издевались над ней, надругались, — откровенно рассказывал aif.ru Родион Нахапетов о трагедии, что случилась еще до его рождения. — А она в то время была беременна мной. Так, ещё даже не родившись, я познал весь ужас войны... Фашисты приговорили маму к смерти, но она сумела бежать. По маминым воспоминаниям, родился я во время бомбёжки. Мама прикрывала меня подушкой. Имя мне дала Родина — в честь её партизанского отряда. И только много лет спустя паспортистка перепутала буквы. Так я стал Родионом. Судьба у моей матери была драматическая. Считаю, мой сыновний долг — снять картину о маме...» Слово он сдержит — фильм, в основу которого легла трагическая судьба его матери, он снял в середине 2000-х. В русскоязычной версии он получил название «Заражение».

У российского же зрителя режиссер Родион Нахапетов в первую очередь ассоциируется с картинами, в которых сыграла его первая супруга, любимая миллионами Вера Глаголева. Они познакомились на съёмках фильма «На край света», над которым он работал как режиссер. Дальше Нахапетов уже стал искать материал специально для трогательной хрупкой Веры, которая вышла за него замуж и родила двух дочек. Глаголева снялась ещё в нескольких его лентах «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе» и др.

«Я всегда относился к Вере с уважением и с пониманием, и я в какой-то степени считаю себя ответственным за её карьеру, потому что это я её открыл как актрису и поддерживал её как актрису, как режиссер она сформировалась сама по себе, и фильмы её очень интересные, — рассказывал aif.ru Нахапетов за два года до смерти Веры Глаголевой. — Всегда считал и был убежден с самого начала, что она талантливая актриса, а сейчас убежден, что она талантливый режиссер».

Вера Глаголева и Родион Нахапетов в фильме «Прости нас, первая любовь», 1984 год. Фото: Кадр из фильма

Новую любовь нашел за океаном

Эта красивая и, как казалось со стороны, образцовая семья советского кинематографа распалась неожиданно для всех поклонников знаменитой пары. В 1989 году Нахапетов счел, что в советском кино ему слишком тесно, и уехал работать в США по приглашению знакомого. Там он познакомился с дочерью русских эмигрантов, а затем стал жить с продюсером Натальей Шляпникофф.

Когда Вера Глаголева приехала навестить мужа в Америку, по тому, как вел себя Нахапетов, она сразу поняла: что-то не так. Он не стал отрицать: есть женщина, которая ему помогает. По признанию Нахапетова, его удивило, насколько достойно повела себя Вера в этой тяжелой ситуации. Так брак Глаголевой и Нахапетова распался. В США он женился снова.

   
   

«Я очень рад, что Вера как-то очень правильно воспитала девочек. Она не проявила никакой, как бы это правильнее сказать, озлобленности по отношению ко мне из-за того, что у меня другая семья, — рассказывал aif.ru Нахапетов. — Точно так же, как моя вторая жена Наташа вела себя при всех случаях, когда девочки приезжали к нам. У нас долгое время жила Маша, она относилась к ним как мать родная. Поэтому и та, и другая женщина проявили, я бы сказал, себя достойно в отношениях. Мне повезло».

По словам режиссера, он чувствовал вину перед первой женой, но противиться новым чувствам не смог. Вера же растила в России дочек, много работала. Потом снова вышла замуж, родила третьего ребенка. Своими проблемами бывшего супруга никогда не грузила. Нахапетов даже не знал, что она неизлечимо больна — Глаголева и здесь достойно сносила удар судьбы и никому не жаловалась. Он говорил с ней незадолго до смерти — по признанию режиссера, он сразу понял, что пришла беда, потому что обычно звонкий голос Веры по телефону был очень слаб. Вдобавок девочки сказали, что мама сильно похудела. Хотя куда уж больше — при её-то хрупкой комплекции?..

«Душой она русская»

По словам режиссера, вместе с уходом первой жены умерла какая-то часть внутри его самого. Ведь, как говорят, бывших жен не бывает, особенно если эта женщина настолько достойная, как Вера Глаголева.

В последние годы Нахапетов живет на две страны. Он счастливо женат вторым браком — ему и здесь повезло. «Настоящая жена — это действительно половинка своего мужа, — признавался в одном из интервью aif.ru режиссер. — Сегодня многие мужчины горюют из-за того, что женщины стали такими феминистками. Это делает нас несчастными, не даёт возможности развиваться. Настоящая женщина вдохновляет мужчину, даёт стимул творчески мыслить. Поэтому все свершения великих мужчин — во многом заслуга их вторых половин. Именно жена заряжает мужа энергией. Именно поэтому счастливо женатые мужчины и живут дольше.

Мне повезло — супруга Наташа Шляпникофф действительно моя вторая половинка. Её корни идут из старой эмиграции, она родилась в Китае, потом с родителями переехала в Чили, а оттуда в 12-летнем возрасте — в Штаты. Но душой она русская. Очень любит Пушкина. Думаю, что неслучайна была наша встреча, которая произошла в 1988 году... Мы прожили уже много лет вместе и много раз обнаруживали: Наташа подумает о чем-то, а я это озвучиваю... И наоборот. Мы дополняем друг друга, я её воспринимаю как нераздельную часть себя самого. Но, конечно, хорошая семья — это большой труд, успешно складывается она в результате притирки. Нужны деликатность, забота, компромиссы. Нельзя быть эгоистом, нужно относиться к своему партнёру так, как ты относишься к самому себе. А ещё наш союз основан, помимо любви, и на сотрудничестве. Я, скажем так, креативный вождь, а Наташа умеет организовать производство фильма, весь рабочий процесс. Она заключает контракты, превосходно общается с актёрами, со всей съёмочной группой. Да, в моей жизни были испытания, но в целом мне повезло».