На зеркало пенять. Рецензия на фильм «Селфи» с Константином Хабенским

Константин Хабенский в фильме «Селфи». © / Кадр из фильма

1 февраля российский кинохит «Движение вверх» передаст эстафету зрительского интереса фильму «Селфи» с Константином Хабенским в главной роли. По крайней мере, на успех экранизации рассчитывают её продюсеры.

   
   

О новом фильме, снятом Николаем Хомерики, — в рецензии АиФ.ru

Если вы относитесь к тем, кто уже давно прочитал книгу Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи», не расстраивайтесь, что знаете сюжет «от и до». Экранизация значительно отличается от книги, несмотря на то, что над сценарием работал тот же автор.

Минаев убеждён, что фильм получился глубже литературного оригинала (хотя вряд ли слова «глубокий по смыслу» применимы к этой работе). Возможно, для автора «Духlessов» киноадаптация «Селфи» — шаг вперёд, но для современного российского кинематографа, в котором за последний год появились такие ленты, как «Аритмия» и «Нелюбовь», — как минимум два назад.

В центре сюжета «Селфи» самовлюблённый успешный писатель и телеведущий Владимир Богданов, жизни которого завидуют все окружающие. Как несложно догадаться, за красивой декорацией скрывается одинокий мужчина, переживающий кризис среднего возраста.

Однажды писатель, который вот уже несколько лет не может придумать ни одной приличной строчки, задумывается о том, почему внутри каждого человека словно живёт некто, побуждающий его к саморазрушению, и как бы было хорошо встретиться с этим другим «я», чтобы выяснить отношения. В тот же миг в жизни Богданова появляется двойник, готовый занять его место на экране, увести из-под носа работу, славу, любовницу и даже семью. Причём окружающие принимают двойника за настоящего Богданова, а если и отличают реального героя от копии, то заявляют, что «она в сто раз лучше».

Фото: Кадр из фильма

Перед Богдановым, которому теперь нет места в собственной жизни, встаёт выбор: наблюдать со стороны за своим удачным «селфи» или пытаться доказать окружающим, что он не сошёл с ума. Чтобы сделать последнее, нужно быть уверенным в своей правоте, но разве можно доверять собственному разуму, когда голова трещит от алкоголя и таблеток, а психиатр заявляет: «С чего вы взяли, что вы и есть настоящий Богданов?»

   
   

Как вы уже поняли, фильм постепенно превращается из детектива в психологический триллер. И если предыдущие две ленты по Минаеву («Дyxless» и «Дyxless-2») с Данилой Козловским в главной роли были посвящены бездуховности и продажности современного мира, то «Селфи» призывает зрителей к рефлексии на тему смысла жизни и поиска собственного «я». Встреча с самим собой, с так называемым «селфи» — это красивая метафора самоанализа.

Чтобы помочь массовой публике осознать масштаб поднимаемых вопросов, альтер-эго Богданова расписывает его квартиру глубокомысленными цитатами: «Хаос — это порядок, который надо расшифровать», «Мой герой — не я. Я намного хуже»... Вот только кинематографисты не учли, что отчаянные попытки «селеба» разобраться в себе у многих вызовут не сопереживание, а раздражение: уж очень далеки «навороченные» персонажи Минаева от обычного человека. И далеко не все сюжетные повороты фильма понятны и логичны.

Фото: Кадр из фильма

К сожалению, в ленте Николая Хомерики не показан путь «двойника», который в литературном оригинале сперва проявляется как сошедший с картины Дориан Грей, а затем превращается в карикатурного психопата. Вместо 400 книжных страниц у кинематографистов было в распоряжении 114 минут, которых почему-то не хватило на трансформацию «копии». Зато они успели показать «духовное перерождение» главного героя (вряд ли бы удалось и это, если бы главную роль исполнял не Константин Хабенский).

В российской киноиндустрии не так много актёров, способных удерживать на себе зрительское внимание на протяжении всего фильма, и Хабенский — приятное исключение. Но если вы собрались смотреть новый фильм только из-за этого артиста, то лучше сделать выбор в пользу более удачной малобюджетной драмы «Коллектор», в которой Хабенский год назад блистательно исполнил главную и единственную роль.

Вместе с Хабенским сделать фильм лучше искренне пытались: Фёдор Бондарчук (играющий роль друга Богданова и выступающий в качестве одного из продюсеров «Селфи»), утончённые Северия Янушаускайте и Анна Михалкова (исполняющие роли любовницы и экс-супруги главного героя), прославленный оператор Владимир Опельянц (снимавший «12» Никиты Михалкова и «Ученика» Кирилла Серебренникова), но увы. Лента получилась неоригинальной и мрачной: ещё одна жвачка, замаскированная под интеллектуальное кино. Хотя, справедливости ради, стоит добавить, что триллер — жанр для российского кино пока трудный, освоенный очень плохо и мало, а у «Селфи» есть ещё и полная первая версия, которая, возможно, лучше и многозначительнее, чем та, которую допустили до экранов продюсеры.