Любимая лошадь «Мосфильма»
В «Служебном романе» наш прекрасный город - одно из действующих лиц. Но не показаны привычные нам сегодня Иверские ворота, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, колокольня у церкви Вознесения Господня за Никитскими Воротами, - их восстановили позже. Зато на площади Никитские Ворота есть знаменитый милицейский стакан на столбе, где сидит регулировщик. Москва показана под лирическую песню «У природы нет плохой погоды» солнечная, дождливая и даже снежная - 18 сентября 1976 г. неожиданно выпал снег. Рязанов удлинил фильм на 3,5 минуты, чтобы сохранить замечательные кадры.
Москва, кстати, не единственная «актриса» «Служебного романа», которую приглашают во многие фильмы. Помните «симпатичную лошадку», с которой Новосельцев упал в одном из моментов фильма? Так вот она - копия знаменитой скульптуры «Персей и Пегас» француза Эмиля-Луи Пико, и её в шутку называют «любимой лошадью «Мосфильма».
В гайдаевской «Бриллиантовой руке» Семён Семёнович в комиссионке спрашивает: «У вас нет такого же, но без крыльев?» Она же украшает особняк бригадефюрера СС Шелленберга в исполнении Олега Табакова в картине «Семнадцать мгновений весны».Ещё одна «кинозвезда» - статуя девушки из камня, вблизи которой сидит начальник отдела общественного питания Бубликов (Пётр Щербаков). Это та самая Прасковья Тулупова, в которую в «Формуле любви» влюбляется юный барчук. Её мы видим и в картинах «Старый Новый год», «Васса» и др. Сейчас отреставрированная скульптура стоит на Воронцовом Поле у дома № 3.
Статистическое учреждение, в котором работают герои «Служебного романа», располагается в редком для Москвы здании в стилистике венского модерна - бывшем доходном доме Хомякова 1900 г. постройки работы архитектора Иванова-Шица (Кузнецкий мост, 3/6) (1). До революции там находились банк «Волков и сыновья», мебельный отдел «Мюр и Мерилиз». Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказывает: площадка перед строящимся домом принадлежала внучатому племяннику известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. Когда Городская дума решила расширить Кузнецкий Мост, хотели выкупить у него участок. Но тот заломил такую цену, что Гордума отказалась. Хомяков в отместку на этом месте посадил несколько деревьев и обнёс треугольник земли высоким металлическим забором. В прессе того времени «Хомякова роща» вызвала бурю насмешек. Но через 12 лет Хомяков всё-таки продал участок городу и Кузнецкий расширили.
Дом холостяков
Трогательный момент: Людмила Калугина по прозвищу Мымра (Алиса Фрейндлих) из кабинета выходит на крышу и, плача, рассказывает Анатолию Новосельцеву (Андрею Мягкову) о тяжёлой женской судьбе. По воле киношников герои оказываются на вершине другого здания - дома Нирнзее 1912-1913 гг. (Большой Гнездниковский пер., 10) (2). Предки наши такие высокие дома называли «тучерезами» - аж 9 этажей! На крыше находились ресторан, картинная галерея, съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата наверх была 20 копеек, с 17 часов вечера туда можно было подняться на лифте. В 21.00 на крыше начинал играть оркестр. Это был «дом холостяков» - строился для одиноких служащих с небольшими квартирами без кухонь и комнат для прислуги. После революции его национализировали. Там жил прокурор СССР, министр иностранных дел СССР Андрей Вышинский, принимавший непосредственное участие в сталинских репрессиях. Он занимал две квартиры на 8-м этаже и пользовался собственным лифтом.
Героев «Служебного романа» режиссёр расселил в соответствии с их статусом. Товарищ Самохвалов (Олег Басилашвили) живёт на улице Горького, 9 (ныне Тверская) (3). Там в реальности проживали министр культуры Фурцева, знаменитые военачальники, академики и др. Квартира Калугиной тоже в центре - на ул. Герцена, 43 (ныне Б. Никитская) (4). Такие многоэтажные башни в 1973-м возвели для руководителей предприятий, видных деятелей науки, искусства. Сейчас понимаешь, насколько с тех пор изменились представления об элитном жилье. Дом со скромным двориком зажат другими домами. Кстати, когда снимали фильм, рядом соорудили бутафорскую детскую площадку, где Новосельцев с коробкой конфет под мышкой набирался смелости, прежде чем подняться к начальнице в квартиру. На свидании у них прекрасный диалог: «Красное. Или белое?» - «Или белое. Но можно красное».
Походка свободная, от бедра
Новосельцев с его «мальчиком и ещё мальчиком» поселён Эльдаром Рязановым между проспектом Мира и Новослободской в бывший дом торговца резиновыми изделиями Карла Мейера 1894 г. (пер. Чернышевского, 4.) (5).
Оля Рыжова (Светлана Немоляева), которую коллеги-сплетницы описывают: «вон та, с авоськами... в жутких розочках» - живёт за городом. Здесь Рязанов немножко слукавил: жители северо-востока столицы сразу вычислили, что в Москву героиня едет с платформы Лосиноостровская, которая к моменту создания фильма уже 50 лет как находится в черте города (6). Безнадёжно влюблённая в Самохвалова, она в ответ на его «ты же умница» замечает: «Когда женщине говорят, что она умница, это означает, что она круглая дура?»
Секретарша Калугиной Вера (Лия Ахеджакова) ждёт трамвая на Чертановской улице у д. 54 (7). По тем временам это настоящая окраина - Чертаново в 1960-х гг. стало Москвой. Верочку многие годы цитировали зрители: «Умереть - не встать», «Мать у них был Новосельцев!» Ну а сцены, в которых она учит начальницу красивой походке, помнят все: «В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены. Походка свободная, от бедра», а «Неудачные ноги надо прятать». Цели Верочка достигает: «мымра» превращается в красавицу, в неё влюбляется Новосельцев. И в конце фильма у пары уже три мальчика. Практически счастливая история про Золушку в возрасте!