Александр Солженицын утверждал, что его рассказ «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в «Новом мире» благодаря счастливому стечению обстоятельств. Редактором журнала тогда был Александр Твардовский, который решил дать дорогу необычному слогу бывшего лагерника. Ну а во главе страны в 1962 был Хрущев, который в очередной раз, после доклада на XX съезде КПСС, атаковал Сталина, а потому история заключенного Ивана Денисовича была порождением политической конъюнктуры того времени.
Потом, конечно, Солженицын превратился в видного диссидента, получил Нобелевскую премию по литературе (его не выпустили на церемонию), а позже был лишен гражданства и выдворен из Советского Союза. Его большие произведения вроде «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» или «Красное колесо» были напечатаны в СССР только в конце 1980-х, во время очередного витка конъюнктуры — горбачевской перестройки; тогда же ему вернули гражданство, а в 1994 Солженицын вернулся в Россию и был удостоен ряда государственных наград.
При этом Солженицын сам себя диссидентом не считал, а его статья 1990 года «Как нам обустроить Россию?» со временем редуцировалась до одного названия, которое стало чем-то нарицательным — мало кто осмеливался спорить с утверждением, что обустраивать Россию нужно. Впрочем, его творчество считалось — да и считается — антисоветским — в том смысле, что в своих книгах он описывал некую особую реальность, в которой ничего, кроме репрессий (причем именно в том виде, как их описывает автор) не существовало. Эта двойственность мешает воспринимать творчество Солженицына отстраненно — есть те, кто целиком на его стороне и верят каждому слову в его художественных книгах, а есть и те, кто не принимает писателя ни в каком виде.
Режиссер Глеб Панфилов относится к первым. Ещё в 1964 году он снял короткометражку «Случай на станции Кречетовка» — экранизацию одноименного рассказа Солженицына, который он успел опубликовать в «Новом мире» за тот недолгий период, пока его окончательно не запретили. В 2006 Панфилов снял 10-серийный «В круге первом» — ещё одну экранизацию Солженицына, причем сценарий к сериалу написал сам писатель, срисовавший главного героя — осведомителя среди заключенных — частично с себя. И вот в прошлом году режиссер доделал свою ленту «Иван Денисович» — экранизацию того самого дебютного рассказа. Экранизация получилась достаточно вольной и расширила временные рамки рассказа с одного дня до десяти лет.
По сюжету Иван Денисович Шухов (Филипп Янковский) работал на машинно-тракторной станции, он женат, и у него двое детей, но с началом войны его призвали в армию. Он стал артиллеристом, старшим сержантом и командиром орудия, участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и сразу ушел на фронт. Но вскоре попал в плен, сумел бежать и добраться до своих. Но там ему не поверили — Шухов утверждал, что через минное поле его провела старшая дочь, семилетняя Лиза, — и приговорили к десяти годам в лагерях.
Эту картину показали на фестивале в Локарно в августе 2021 — Янковский получил там приз международных независимых кинокритиков Boccalino d’Oro. В российский прокат «Иван Денисович» вышел в сентябре, но особых лавров не сыскал — сборы составили всего 6,6 млн рублей, зрителей пришло лишь 24 тысячи, а их отзывы оказались диаметрально противоположными — от восторга до осуждения. В принципе, результат закономерный — по мнению экспертов, лента не предназначена для кинотеатрального показа, поскольку её потенциальная аудитория в кинотеатры не ходит. Теперь эту ситуацию захотел исправить канал «Россия 1», который покажет «Ивана Денисовича» в субботу 23 апреля в вечерний прайм, когда аудитория канала максимальная. Поможет ли это картине обрести своего зрителя — покажут рейтинги телесмотрения.