«Магия лунного света» Вуди Аллена: любовь и прочие фокусы

«Магия лунного света». © / Кадр из фильма

Вуди Аллен продолжает своё кинематографическое путешествие по Европе. Местом действия его фильмов уже становились Барселона, Париж, Рим — теперь настал черёд курортного юга Франции. События картины «Магия лунного света» разворачиваются неподалёку от Ниццы в конце 20-х годов прошлого века. Изысканные наряды, кабриолеты, джаз, неизменно остроумные алленовские диалоги и безупречный актёрский состав — новый фильм режиссёра получился романтической комедией, магия которой заключена, как ни странно, в её простоте.

   
   
Вуди Аллен. Фото: www.globallookpress.com

Англичанин Стэнли Крофорд (Колин Ферт) колесит по миру с концертами: на сцене он показывает фокусы в образе китайца Вея Линь Су, заставляет исчезнуть слона, распиливает ассистентку — одним словом, классический набор. За кулисами, сняв грим и шёлковые шаровары, превращается в циничного нигилиста, цитирующего Ницше и не верящего ни во что, кроме превосходства собственного интеллекта. Будучи профессионалом своего дела, он уверен, что ничего сверхъестественного в жизни нет, а потому соглашается на приглашение давнего друга и коллеги-фокусника и отправляется на Французскую ривьеру, чтобы разоблачить очередное шарлатанство. По рассказам приятеля, на побережье, где коротают дни в своих особняках богачи, обосновалась молодая американка, выдающая себя за медиума. Она якобы общается с душами умерших и видит будущее, хотя Стэнли заранее знает, что всё это трюки, цель которых — вытянуть из платёжеспособных и наивных клиентов побольше денег. Однако личное знакомство с этой рыжеволосой Софи (Эмма Стоун) ставит под сомнение всё, во что верил скептик Крофорд.
Кадр из фильма

Поведение героини Эммы Стоун утрированно нелепо: пассы руками, приложенные к висками пальцы, отстранённый взгляд и приглушённый голос, сообщающий «У меня видение» — абсолютно карикатурный образ медиума. Не отстают и другие алленовские персонажи: и глуповатый наследник огромного состояния Брайс (Хэмиш Линклейтер), влюблённый в Софи и дурным голосом распевающий ей серенады собственного сочинения, и восторженная старушка миссис Кэтлидж, уверовавшая в то, что покойный муж и правда разговаривает с ней с того света, и, напротив, здравомыслящая тётя Крофорда, проживающая в тех же краях и снисходительно поглядывающая на развлечения соседей. Да и сам Стэнли, знаток всего на свете и абсолютный профан в делах сердечных. Его серьёзность не менее смешна, чем откровенная глупость всех остальных — то, что Софи одинаково ловко водит за нос и тех, и других, не оставляет сомнений, а вот разоблачить её оказывается не так просто. Дело не в том, что кого-то может одурачить показная магия с левитирующими столами и потусторонними стуками, так же как зрители вряд ли попадут в расставленные режиссёром капканы. Разве что технические: старые линзы и плёнка, обработанная автохромом, благодаря чему по цвету видеоряд напоминает фотографии тех самых 20-х годов, в которых живут герои картины.

Главный же фокус — в простоте сюжета, предсказуемости твистов, обыденности ситуации. Банальная история о влюблённости превращается в волшебную сказку о превращении чёрствого и расчётливого мизантропа, раньше подбиравшего себе «идеальных» невест умом, в запинающегося недотёпу, узнавшего о наличии у себя сердца.

Колин Ферт тонко и комично изображает упрямство Стэнли Крофорда. Он до последнего отрицает очевидные чудеса, пока сам не становится ходячим доказательством существование магии — той, что возникает между двумя людьми без всяких исчезающих слонов, распиленных ассистенток и левитирующих столов.