Любовное послание Тарантино. Критики о фильме «Однажды... в Голливуде»

«Однажды... в Голливуде». © / Кадр из фильма

Сюжет своего девятого фильма Квентин Тарантино сохранял в тайне. Кроме того, до последнего момента не было известно, появится ли эта картина в программе Каннского кинофестиваля-2019, но всего за пару недель до начала смотра было объявлено: показ состоится именно в Каннах, а Тарантино будет претендовать на «Золотую пальмовую ветвь». И фактически эта картина стала одним из самых ожидаемых событий фестиваля.

   
   

Фильм рассказывает о двух приятелях, — актере Рике Далтоне (Леонардо Ди Каприо) и его друге и дублере, каскадере Клиффе Буте (Брэд Питт), — которые пытаются выстроить карьеру в Голливуде конца шестидесятых, когда прежние приемы перестают работать. У них есть реальные прототипы: актер Берт Рейнолдс и его дублер Хэл Нидэм. В это же время недалеко от фабрики грёз существует «семья» Чарльза Мэнсона: в 1969 году они жестоко убили беременную жену режиссера Романа Полански, актрису Шэрон Тейт.

Перед началом каннского сеанса Тарантино вновь попросил всех зрителей избегать спойлеров, и в вышедших рецензиях это правило соблюдается неукоснительно: сюжет «Однажды... в Голливуде» по-прежнему остается загадкой. При этом сообщается, что зрители устроили фильму шестиминутную овацию, а рейтинг картины на портале Rotten Tomatoes составляет внушительный 91%.

Согласно общему мнению критиков, фильм «захватывающе необузданный», но при этом мастерски сделанный, и в нем провокационная натура Тарантино уравновешивается его взглядом зрелого кинематографиста.

Джастин Чанг из Los Angeles Times написал, что картина «концептуально поражает» воображение, что она ужасает и оказывается неожиданно острой. По мнению Стива Понда из TheWrap, «Однажды... в Голливуде» является большой игровой площадкой для режиссера, которому нравится фетишизировать старую поп-культуру, ранить людей, а также извращать всё кинопроизводство. Дэвид Секстон из London Evening Standard считает, что это не лучший фильм в карьере Тарантино, но необычный итог этой карьеры.

Дейв Кэлхун из Time Out считает, что это работа зрелого мастера, которая вновь показывает его способность рассказывать истории и которая блестяще дополнена игрой Брэда Питта и Леонардо Ди Каприо.

Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо и Квентин Тарантино на Каннском кинофестивале. Фото: Reuters/ ERIC GAILLARD

А вот Дэвид Руни из Hollywood Reporter нашел картину неровной и громоздкой. «Но она также обезоруживающая и характерно подрывное любовное признание своему вдохновению», — указывает он.

   
   

«Фильм совершенно возмутителен, он сбивает с толку и выглядит безответственным, но он потрясающий», — пишет Питер Бредшоу из Guardian.

Правда, Эрик Кон из IndieWire поставил «Однажды... в Голливуде» несколько более низкую оценку, чем его коллеги. Ему не понравилась поспешная развязка и слишком извилистый сюжет. «Фильм ощущается как обширный взгляд на киноиндустрию 1969 года, но у этого любовного послания Тарантино старым временам слишком мало сюжета. Вместо этого режиссер объединяет Голливуд, каким он был до убийств Мэнсона, и надвигающуюся эпоху хиппи. Получается однобокое культурное смешение, которое хорошо видно через кинематографический фильтр Тарантино», — пишет Кон.

Отметим, что «несвежим» на сайте Rotten Tomatoes «Однажды... в Голливуде» отметили только два испанских критика. Луис Кавиаро из издания Espinof печально заметил, что Тарантино «способен на большее», намекая на завышенные ожидания от картины, которые были перед фестивалем. А Карлос Бойеро из El Pais вообще написал, что фильм сам не знает, куда идет, что в нем неубедительные диалоги и полное отсутствие юмора.

Каннский кинофестиваль завершится в субботу, 25 мая, тогда же станет известен победитель смотра.

В мировой прокат «Однажды... в Голливуде» выйдет в конце июля. Российские зрители смогут увидеть фильм в начале августа.