Фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» снова выходит в прокат. Новый релиз старого фильма приурочен к круглой дате — 18 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения режиссера. У Рязанова было много фильмов, которые вошли в «золотой фонд» советского кино, и «Вокзал для двоих» также занимает почетное место в этом престижном списке. Правда, именно в этой своей относительно поздней работе Рязанов показал, что в советской действительности не все благополучно.
Завершение «любовной» трилогии
Сам Рязанов считал, что «Вокзал для двоих» — это финал трилогии, в которой он рассказывал о ситуациях, когда два несчастных человека внезапно обретают счастье. Первой частью трилогии была «Ирония судьбы, или С легким паром», где герои Андрея Мягкова и Барбары Брыльской сумели встретиться, хотя жили в разных городах. Второй режиссер называл «Служебный роман», в котором персонажи, сыгранные Алисой Фрейндлих и тем же Мягковым, рассмотрели души друг друга в суете какого-то статистического учреждения. В «Вокзале...» снова встретились те, кто встретиться был не должен — пианист из столицы Платон (Олег Басилашвили) и официантка Вера из привокзального ресторана на небольшой станции (Людмила Гурченко).
Вместе с Брагинским
Сценарно-драматургический дуэт Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова сложился в 1960-е. В 1963 году они написали сценарий фильма «Угнали машину», который через три года превратился в «Берегись автомобиля». И затем буквально все режиссерские работы Рязанова были основаны на совместном творчестве этого дуэта. Например, «Ирония судьбы» — это их пьеса 1969 года «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...». А «Служебный роман» — тоже экранизация написанной вместе в 1971-м пьесы «Сослуживцы». У «Вокзала...» такой крепкой, проверенной многочисленными театральными постановками основы не было, хотя сами ситуации взяты из жизни. Например, под следствием за ДТП со смертельным исходом находился композитор Микаэл Таривердиев; но назначенное наказание он не отбывал — был отпущен после суда. А опаздывал на утреннее построение после встречи (с друзьями, не возлюбленной) поэт Ярослав Смеляков («Хорошая девочка Лида») еще в 1953 году. Правда, в сценарии фильма есть одна неточность — виновник смертельного ДТП отбывал срок заключения в колонии-поселении, где не было обязательных утренних построений.
Сложный любовный треугольник
Эльдар Рязанов вообще любил работать с теми людьми, которых он знал по предыдущим фильмам. Это касалось и актеров. Например, Гурченко сыграла главную роль в «Карнавальной ночи» — конечно, это было в 1956-м, и после этого творческие пути не сводили режиссера и актрису в одной картине, хотя она пробовалась в «Гусарскую балладу». С Басилашвили все было гораздо проще — по слухам, Рязанов когда-то дал актеру расписку, что будет задействовать его во всех своих фильмах. Это, конечно, не совсем так — Басилашвили снялся у Рязанова в шести лентах, начиная со «Служебного романа», и даже появился в непонятной «Карнавальной ночи 2». Любопытно, что любовный треугольник в «Вокзале для двоих» оказался немного перекошенным. Гурченко во время съемок было 47 лет, Басилашвили — 48, а сыгравшему любовника Веры Никите Михалкову — 38. Впрочем, на экране эта разница в возрасте оказалась незаметной.
Сказка — ложь, да в ней намек
Рязанов, конечно, добавлял определенные фантастические элементы в свои фильмы (вроде двух улиц Строителей в Москве и Ленинграде), но в целом отлично передавал атмосферу времени, в котором работал. По его «любовной» трилогии это заметно очень хорошо. «Ирония судьбы» это самая середина 70-х, и единственное, что выбивается из представлений о советском человеке — это «правильный» жених Ипполит, в модной дубленке и с машиной. В «Служебном романе» тоже есть такой персонаж — приехавший из заграничной командировки Самохвалов (его как раз играет Басилашвили), «упакованный» выше среднего уровня. К тому же именно в «Служебном романе» — а это 1977 год, самый пик застоя — есть отсылки к непонятной функции профсоюзных организаций, упоминается дефицит товаров народного потребления, которые приходится «доставать» прямо на рабочем месте. Ну а «Вокзал для двоих» — это просто рассказ о том, что происходило в Советском Союзе накануне перестройки — подпольные торговцы, наживающие какие-то огромные деньги, воровство в заведениях общепита, хамство и грубость обслуживающего персонала. В общем, такое себе место для романтики.
Лидер, уступивший «Строптивому»
Но Рязанову и его актерам удалось невозможное — показать, что романтика в этом царстве тьмы возможна. Или же зрители привычно вычленяли только главное, а не искали каких-то разоблачений в художественном фильме? Впрочем, это неважно. В прокат «Вокзал для двоих» вышел в феврале 1983 года, и за год его посмотрели 35,8 млн человек; конечно, это меньше, чем у «Служебного романа» — 58,4 млн в 1978 году, но и условия кинопроката в начале 80-х изменились необратимо. Все равно аудитория «Вокзала...» позволила фильму занять третье место по итогам года — первое досталось итальянской комедии с Адриано Челентано «Укрощение строптивого» (56 млн), а второе — польскому «Знахарю» (41,1 млн).
Неудача в Каннах
Фильм был отмечен и властями. Его создатели получил Госпремию, а Людмила Гурченко наконец стала народной артисткой СССР. В мае 1983-го «Вокзал на двоих» представлял СССР на Каннском кинофестивале, но тогда в конкурсе участвовали Андрей Тарковский с «Ностальгией» (приз за режиссуру), «Легенда о Нараяме» Сёхэя Имамуры («Золотая пальмовая ветвь») и «Смысл жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса (Гран-при жюри). «Вокзал...» остался без наград.
Для тандема Рязанова и Брагинского «Вокзал для двоих» оказался предпоследней совместной работой. Они еще написали сценарий для фильма «Забытая мелодия для флейты», который был основан на их пьесе 1976 года «Аморальная история». Правда, особого эффекта эта лента не произвела, несмотря на всю свою сатиричность — в газетах того времени разоблачения были острее и злободневнее.