Летать не вредно. Чем новый «Экипаж» отличается от советского фильма Митты

Кадр из фильма

Новый отечественный блокбастер «Экипаж», снятый режиссёром Николаем Лебедевым, называют главной надеждой Года российского кино. По мнению многих кинокритиков, этот проект способен вернуть интерес зрителей к отечественным картинам. Подробнее о фильме-катастрофе, который выходит на большие экраны 21 апреля, рассказывает АиФ.ru.

   
   

Ремейк или новый фильм?

Ещё до выхода трейлера новой картины многие зрители её уже называли ремейком одноимённой ленты Александра Митты 1979 года. И хотя продюсер фильма Леонид Верещагин в своих интервью не раз подчёркивал, что киноработа Лебедева рассказывает совершенно другую историю с иными героями, обвинения в отсутствии оригинальных идей не прекращались. Лишь теперь, после выхода блокбастера на большие экраны вопрос отпадает сам собой: новый «Экипаж» едва ли можно назвать ремейком культовой советской ленты и уж тем более её сиквелом. 

Сюжеты одноимённых фильмов схожи лишь в общих чертах: двое героев (молодой и зрелый), самолёт, катастрофа и её преодоление. Характеры персонажей, их взаимоотношения и судьбы совершенно не похожи, но особенно оригинальным кажется взгляд Лебедева на советскую картину: он не подражает старому фильму, а наоборот устраивает своеобразную перекличку с лентой Митты. Например, в новом «Экипаже» звучат полюбившиеся зрителям фразы героев из картины 1979 года («Теоретически это возможно, а практически этого никто никогда не делал»). А на роль начальницы, от которой отчасти зависит судьба новых героев, режиссёр пригласил секс-символ 1980-х Александру Яковлеву, сыгравшую в советском фильме роль бортпроводницы Тамары.

Оказывается, права на использование названия «Экипаж» продюсеры выкупили у «Мосфильма» только для того, чтобы вызвать соответствующие ассоциации и привлечь аудиторию, которая смотрела фильм Митты. А сам советский режиссёр поддержал Лебедева и даже снялся в эпизодической роли в новом «Экипаже».

Фантастическая катастрофа

В далёком 1979 году фильм Митты стал первым фильмом-катастрофой в СССР, теперь же картину Лебедева называют первым фильмом-катастрофой в постсоветской России. В новом блокбастере очень много суперсовременных спецэффектов, а сам он снят в редком для отечественного кино формате IMAX 3D, который позволяет зрителям с головой окунуться в происходящее. Однако кажется, что в погоне за зрелищностью создатели картины переборщили с опасными моментами, ведь из-за их концентрации каждый новый сюжетный поворот вместо сопереживания и страха за жизнь героев у многих может вызвать лишь саркастическую улыбку. 

Во время полёта в Юго-Восточную Азию экипаж во главе с главными героями спасает людей от землетрясения, воздушному судну чудом удаётся избежать катастрофы — горящей лавы и взрывающегося топлива. Уже в небе они узнают, что в одном из самолётов серьёзные повреждения, а в другом и вовсе не хватит топлива для посадки. После чего команда экипажа вместе с пассажирами принимает решение перебраться прямо во время полёта из одного самолёта в другой по перекинутому в небе тросу. Но и это не всё — к концу полёта они попадают в опасный грозовой шторм, в условиях которого не каждый пилот отважится посадить исправное воздушное судно, а повреждённое — тем более. 

Более того, все катаклизмы, катастрофы и испытания разворачиваются на фоне сложных человеческих историй, которые придуманы для того, чтобы зритель как можно больше переживал за героев. Одним словом, за 150 минут экранного времени создатели «Экипажа» решили показать абсолютно всё, чему научились у западных блокбастеров, и всё, на что сегодня способны российские кинематографисты в жанре фильма-катастрофы.

   
   

Лица экипажа

Новый «Экипаж» запомнится зрителям не только как масштабный фильм-катастрофа, но и как история двух ярких судеб. С непростой актёрской задачей отлично справились популярные артисты. Роль молодого талантливого лётчика Алексей Гущина, не признающего авторитетов, сыграл Данила Козловский, с которым в 2012 году режиссёр фильма работал над спортивной драмой «Легенда № 17». А опытного пилота Леонида Зинченко, назначенного командиром воздушного судна, на экране воплотил Владимир Машков

Ещё одной удачей «Экипажа» можно считать Елену Яковлеву, которая сыграла жену Зинченко. Её персонаж был введён для того, чтобы раскрыть характер «слишком правильного» героя Машкова, показав его в быту со всякими семейными и личными проблемами. Популярная артистка на фоне трагедии и романтики привнесла в эту картину много смешного: практически всё время на экране Яковлева перемещалась по квартире на цыпочках, приносила мужу тапочки и раболепно подкладывала котлетки в борщ.

На фоне масштабных актёров менее удачной кажется работа литовской актрисы Агне Грудите, которая не только выполняла роль второго пилота, поднимая тему половой дискриминации в отечественной авиации, но и «тянула» на себе главную любовную линию картины с Козловским. Интересно, что советский «Экипаж» сорокалетней давности по откровенным сценам и сексуальности даст фору современному блокбастеру (чтобы не нарушать ограничения по возрасту 6+, российские кинематографисты и не ставили перед собой задачи показать любовные сцены). А с другой задачей — снять фильм с графикой и спецэффектами на уровне, не уступающем западным образцам, и показать отношения между необычными персонажами — они справились. Другое дело, что во время просмотра «Экипажа» не покидает ощущение, что съёмочная команда слишком сильно старалась.

Смотрите также: