«Курск» не без изъянов. Каким получился фильм о гибели подлодки?

Кадр из фильма

Западные фильмы, посвященные авариям на отечественных подводных лодках, скоро можно будет выделять в отдельный жанр. Вслед за американо-британской картиной 1997 года «Враждебные воды» с Рутгером Хауэром в главной роли и американской драмой 2002 года «К-19» с Харрисоном Фордом на экраны выходит картина «Курск».

   
   

Продюсером ленты, посвященной истории трагической гибели АПЛ «Курск» в августе 2000 года, стал знаменитый Люк Бессон. В режиссерское кресло сел датчанин Томас Винтерберг.

Рана, которая болит до сих пор

Премьера картины состоялась в 2018 году на фестивале в Торонто, после чего начался ее международный прокат. А вот с российским возникли сложности. Тем не менее теперь российские зрители получат возможность ее оценить.

Съемки были окружены ореолом таинственности. Утверждалось, что Министерство обороны России, изначально заинтересовавшееся проектом, затем отказалось в нем участвовать. Также писали, что создатели решили полностью переработать сценарий, убрав из него упоминания президента РФ Владимира Путина, — очевидно, чтобы избежать упреков в политической ангажированности с той или иной стороны.

Тема «Курска» даже спустя двадцать лет после трагедии остается в России болезненной. В августе 2000 года за ходом спасательной операции следила вся страна. Помню, как на железнодорожном вокзале Волгограда люди сгрудились у радиоприемника, ожидая информации о том, как прошел спуск иностранных водолазов к люку 9-го отсека, где, как надеялись тогда, могли оставаться выжившие.

Авторский замысел превыше истины?

Как же рассказали создатели фильма «Курск» эту страшную историю? Откровенно говоря, неровно. Совсем обойтись без лубка вроде хора моряков при венчании в церкви или распития водки как на свадьбе, так и в аварийном отсеке затонувшей подлодки, Томас Винтерберг не смог. С другой стороны, честно сказано и про безденежье, когда офицеры вынуждены продавать вещи, чтобы организовать праздник, и про развал флота, когда подлодки и корабли шли на утилизацию или гнили в доках. Правда, развивать эту тему авторы «Курска» не стали: почему некогда мощная армия скатилась в 1990-е в беспросветную нищету, нам не объясняют.

Подлодка «Курск» выходит на учения, но в ее боекомплекте оказывается аварийная торпеда, что и приводит к катастрофе. Поначалу сюжет следует за реальной картиной трагедии, но затем позволяет себе очень смелое допущение. Согласно версии авторов, спасшиеся в 9-м отсеке моряки были живы несколько дней и все это время наверху шла борьба между теми, кто хотел спасти людей любой ценой, и бездушными военными бюрократами, цеплявшимися за военную тайну.

   
   

В действительности все моряки, выжившие после взрыва, умерли от отравления угарным газом в течение 7-8 часов после катастрофы. Это было подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы. После премьеры картины в Торонто Томас Винтерберг заявил, что его задачей было не только рассказать о трагедии людей, обреченных на смерть вдали от родных, но и показать столкновение героев-одиночек с бюрократической машиной.

Для реализации своей задумки автор и погрешил против истины. Насколько подобное допустимо, каждый должен решать сам.

Бесчеловечная система и Далай-лама из НАТО

Томас Винтерберг сознательно делает акцент на детях, лишенных отцов, которые в итоге отказываются жать руку адмиралу Петренко, пришедшему выразить соболезнования.

Кадр из фильма

Жесткий конфликт, заставляющий ненавидеть жестокость системы, но снова вопрос: а почему?

Никто в фильме не рассказывает про развал Союза, про «реформы», которые очень нравились Западу, но при этом довели до кромешной нищеты и народ, и армию. Адмирал НАТО показан в картине едва ли не херувимом, этаким пацифистом, который давно не воспринимает Россию как потенциального противника, а думает только о том, как спасти людей. Не флотоводец, а настоящий Далай-лама, на фоне которого российские военные кажутся параноиками.

Самого мрачного и жестокого русского — адмирала Петренко — сыграл двукратный номинант «Оскара» Макс фон Сюдов. Интересно, что он играл советского адмирала и в картине «Враждебные воды». Только в том случае речь шла не о вымышленном, а о реальном советском адмирале Чернавине.

Кстати, в «Курске» нет ни одного русского персонажа с настоящими именем и фамилией. Единственный герой с реальным именем — британский адмирал Дэвид Рассел, которого сыграл Колин Ферт. Сценаристы, очевидно, решили таким образом развязать себе руки, играя с биографиями русских моряков.

Дело в том, что в свое время командир советской подлодки К-219 Игорь Британов, которого во «Враждебных водах» сыграл Рутгер Хауэр, подал в суд на создателей фильма. Советский офицер счел, что авторы не только исказили ряд фактов, но и использовали его образ капитана без разрешения, а также отказались выплачивать гонорар за консультацию во время съёмок. Иск Британов выиграл и получил компенсацию.

Кадр из фильма

Винтерберг не дотянул до Хотиненко

Во время просмотра «Курска» было ощущение, что его авторы некоторые идеи заимствовали из картины Владимира Хотиненко «72 метра», вышедшей  в 2004 году. «72 метра» часто ассоциировали с историей подлодки «Курск», хотя в действительности фильм, снятый по рассказам писателя-мариниста Александра Покровского, с ней напрямую не связан.

Проект Винтерберга уступает картине Хотиненко по душевности, цельности, яркости образов моряков, да и по достоверности взаимоотношений между членами экипажа.

«Курск» Томаса Винтерберга можно было бы назвать хорошей картиной, если бы он рассказывал некую абстрактную историю, а не был посвящен реальной трагедии. Здесь, конечно, «клюквы» куда меньше, чем в «Красном воробье» или «Чернобыле», но до самой высокой оценки фильм явно не дотягивает.