11 июня в мировой и российский прокат вышло продолжение легендарной саги о динозаврах «Мир Юрского периода». Только за прошедшие выходные кассовые сборы долгожданного сиквела превысили $500 млн, что является абсолютным рекордом для мировой кинематографии.
Создатели блокбастера уверяют, что все фильмы голливудской франшизы основаны не столько на выдумке, сколько на вполне научных теориях. Первая часть «Парка Юрского периода», например, входит в список наиболее правдивых научно-фантастических кинокартин по версии НАСА. Ведь все динозавры в фильме были воссозданы в полном соответствии с современными представлениями учёных. За такую достоверность создатели франшизы благодарят своего бессменного консультанта — профессора Университета штата Монтана Джека Хорнера.
В палеонтологическом сообществе Хорнер наиболее известен как автор исследований о взрослении динозавров. Именно он стал прототипом персонажа доктора Алана Гранта из «Парка Юрского периода». Американский учёный сейчас пытается с помощью курицы и последних достижение генной инженерии воссоздать динозавра. АиФ.ru удалось узнать о подробностях работы известного палеонтолога.
Елена Дудник, АиФ.ru: — Вы считаете, что сегодня учёные могут менять ДНК животных и создавать новых существ. Возможно ли создать живого динозавра?
Джек Хорнер: — Это зависит от того, что мы называем настоящим динозавром. Птицы и есть живые динозавры. Но идея нашего эксперимента — модифицировать птицу, так, чтобы она была похожа на вымершего динозавра.
— Вы обещали в ближайшем будущем превратить курицу в динозавра. Как продвигается ваш проект по созданию курозавра?
— Сейчас мы работаем над хвостом и уже определили ряд генов, по крайней мере, нашли генетические пути, которые привели к тому, что некоторые виды животных остались без хвоста. Мы ищем конкретные генетические пути, которые можно обратить вспять, также работаем над лапами и уже знаем, как крыло трансформируется в лапу.
— A что насчёт ДНК, будет ли она модифицирована?
— Нет, ДНК мы менять не будем, а просто «включим», активируем, определенные гены, заставив их проявиться, или, наоборот, «выключим». Мы хотим разбудить предковые гены в ДНК птиц.
— A почему вы работаете с птицами, а не с крокодилами или змеями?
— Потому что птицы — прямые потомки динозавров, а ящерицы, змеи или черепахи и им подобные не имеют с ними ничего общего.
— Как вы думаете, когда получится создать курицу с хвостом?
— В ближайшие пять-десять лет.
— И вот хвост готов. Что дальше?
— После того, как мы получим результаты экспериментов с хвостом и лапами, этого будет достаточно. У нас уже есть зубы, и мы знаем, как трансформировать клюв в пасть, похожую на ту, что была у динозавров. Так что, как только хвост будет готов, мы уже можем говорить о том, что у нас есть динозавр.