Крестники Сергея Соловьева. Судьба актеров из «Ста дней после детства»

Кадр из фильма

Режиссер Сергей Соловьев начинал свою карьеру с экранизации классики, и его кинолента «Станционный смотритель» по Пушкину заслуженно входит в различные списки лучших советских фильмов. Но прославился он романтической драмой о жизни подростков — вышедшие в 1975 году «Сто дней после детства» чуть ли не впервые в СССР начали разговор о душевных переживаниях старшеклассников, в том числе и любовных.

   
   

Антураж фильма, правда, был немного фантастическим — даже по советским меркам. Соловьев на целых три месяца поместил своих героев в летний лагерь, в котором им и предлагалось перейти из условного «детства» в условное же «отрочество». Лагерь находится в старой дворянской усадьбе; одна из героинь читает на французском языке роман «Письма о любви», а все вместе в перерывах между купаниями в реке ставят спектакль по лермонтовскому «Маскараду» — режиссер все-таки нашел способ вплести классику в свою киноповесть о современности. 

Фильм «Сто дней после детства» получился достаточно громким. Критика обсуждала его еще до премьеры и в целом назвала картину шедевром. Правда, в советском прокате фильм себя не проявил — у него было «всего» 7,4 млн зрителей (сейчас и это считается заоблачными показателями), зато набрал кучу призов на фестивалях, причем не только в СССР, но и за рубежом. Ну а создатели получили премию Ленинского комсомола и Государственную премию. 

Из взрослых актеров выделился, пожалуй, только Сергей Шакуров. И для многих юных актеров участие в «Ста днях...» так и осталось единственным опытом в кино. Так, больше не снимались Юрий Агилин (роль Глеба Лунева), Татьяна Юринова (Заликова), Юрий Соркин (Фуриков), Андрей Звягин (Саша Лебедев) появился еще в телеэпопее «Вечный зов», а Сергея Хлебникова (диктор радиоточки с биноклем) сам Соловьев снял в своем же «Спасателе» — второй части своеобразной трилогии, начатой «Ста днями...». Но трое исполнителей ролей школьников пробились в настоящие звезды. 

Татьяна Друбич — Лена Ерголина 

Та самая девушка с томиком французской прозы, эмоциональный центр показанного в фильме любовного «квадрата». На момент съемок Друбич было 14 лет, что не помешало Соловьеву влюбиться в нее. Никаких отношений, правда, между ними тогда не сложилось; она окончила школу, иногда снималась — сыграла, например, небольшие роли у Павла Арсенова в «Смятении чувств» и у Суламбека Мамилова в детективе «Особо опасен...». Во ВГИК решила не поступать, получила медицинское образование и работала в поликлинике. Но кинозвездой все-таки стала — благодаря все тому же Соловьеву. Он снял Друбич в главных ролях в своих фильмах «Спасатель» и «Наследница по прямой», ну а потом у них случилась «Асса» и два ее продолжения. Режиссер и актриса поженились в 1983-м, у них родился ребенок, но сам брак вышел недолгим — они расстались уже через несколько лет. Впрочем, Друбич играла у Соловьева и в других фильмах, причем везде — главные роли. Лишь в картине «Ке-ды» 2016 года она появилась в камео. 

Борис Токарев в роли Мити Лопухина Фото: Кадр из фильма

Борис Токарев — Митя Лопухин 

Пришедший прямиком из произведений Лермонтова главный герой «Ста дней...» внезапно обнаруживает, что влюблен в Лену, которую «знает тысячу лет», и понятия не имеет, что ему с этой любовью делать. К тому же он совершенно не замечает влюбленности уже в себя, но таково свойство юности. Для 15-летнего Токарева роль в картине Соловьева не была дебютом — он уже снялся в фильме Анатолия Эфроса «Таня» (но без упоминания в титрах). Но именно «Сто дней...» принесли ему если не славу, то известность. Он продолжал сниматься, поступил во ВГИК на курс Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой и окончил его. Правда, больше таких же больших фильмов в его биографии не случилось, да и с главными ролями было не так хорошо. К тому же у Токарева были собственные проблемы, из-за которых он не снимался почти 15 лет — до середины нулевых. Впрочем, сейчас его фильмография — одна из самых обширных в российском кино, в ней почти 170 работ в самых разных проектах. Не так давно он появлялся в сериалах «София» и «Склифосовский». 

Ирина Малышева — Соня Загремухина 

Вторая девушка в любовном «квадрате», тайно влюбленная в Лопухина, тоже была главной героиней — хотя, конечно, проигрывала персонажу Друбич. Соловьев, кстати, специально наряжал Загремухину немного невзрачно, чтобы создать контраст; инициатором такого образа был сценарист картины Александр Александров, с которым у Малышевой (ей тогда было 13, ему — 27) сложились дружеские отношения. Они долго переписывались, а уже в старшей школе девушка перебралась к своему избраннику. Правда, реальная жизнь оказалась не совсем такой, как в кино; они часто ссорились, расставались, вновь сходились — и в итоге разошлись окончательно. Любопытно, что одновременно Малышева пыталась построить актерскую карьеру и делала это достаточно удачно. После «Ста дней...» она сыграла в двух киносказках 70-х — «Туфли с золотыми пряжками» и «Принцесса на горошине», окончила Щукинское театральное училище и работала в театре имени Пушкина, достаточно много снималась, хотя с начала нулевых почти не получала заметных ролей.