Ковбои средней полосы. «Окно в Европу» завершилось вестерном и спортом

Кадр из фильма «Земун». © / Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Чистое жанровое кино — гость на кинофестивалях очень редкий. Режиссеры, как правило, предпочитают авторские высказывания в виде драмы, жанр которой сложно определить. Иногда жанры по ходу повествования вообще перетекают один в другой. И тем интереснее наблюдать хорошее кино, которое сделано по неписаным (но давно всем понятным) правилам. Два таких фильма показали в последний конкурсный день 29-го фестиваля «Окно в Европу».

   
   

У дебютного фильма Эдуарда Жолнина, снятого на базе кинокомпании Алексея Учителя Rock Films, очень странное название: «Земун». Объяснение этому слову в картине, конечно, дается. По поверьям, это дух коровы, который приходит к умирающим пастухам. Но вот понять перед просмотром, что «Земун» — это типичный вестерн в декорациях средней полосы России (снимали ленту в Воронежской области), практически невозможно.

Фильм и начинается совсем не как вестерн. Егор (Евгений Ткачук) отсидел пять лет в тюрьме, освободился, но никак не может устроиться в обычной жизни. Когда он узнает о смерти отца, то отправляется в своё родное село, чтобы встретиться с младшим братом Павлом (Иван Решетняк) и вместе с ним решить, что делать с наследством: паем в бывшей колхозной земле и большим стадом коров. Наследство оказывается действительно большим: его хватает на то, чтобы погасить долги отца перед местным оборотистым бизнесменом Глебом (Олег Ягодин), и на то, чтобы братья могли встать на ноги. Но для этого коров надо отвести на бойню, а земляной пай — подарить Глебу. Павел категорически не соглашается расстаться со своими любимицами и уводит стадо, а Егор узнает, что самое ценное в том, что оставил отец, — это не коровы, а земля. Глеб приказывает своим подручным разобраться с братьями и навсегда решить их проблему.

Кадр из фильма «Земун». Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Противостояние одинокого человека и бездушного бизнеса американское кино описывало многократно. Со временем сложились каноны вестерна, который — по иронии судьбы — довел до совершенства итальянский режиссер Серджио Леоне. Конечно, Ткачук не Клинт Иствуд, хотя стрелять его герой умеет хорошо. В «Земуне» есть стада коров, бредущие по обширным полям, изрезанным оврагами, а всадников заменяют мотоциклисты. Накал событий возрастает с каждой сценой, появляется мотив мести за родных, но финальная схватка добра и зла оказывается не совсем правильной (если судить с позиций Леоне), а финальный твист мог бы всё испортить, если бы из основного сюжета был другой выход. Приезд полиции и долгое следствие не вписываются в эстетику Дикого Запада — и поэтому не могут существовать в рамках вестерна, где прав тот, кто быстрее стреляет.

Второй фильм — «Асфальтовое солнце» Ильи Хотиненко — можно отнести к жанру спортивной драмы, но начинается он как историческое кино о временах, предшествующих распаду СССР.

1982 год, старшеклассник Артём (Артём Фадеев) живет в портовом крымском городе, занимается балетом и влюблен в новенькую одноклассницу, которая не обращает на него почти никакого внимания. Его жизнь идет по проторенной колее, особенно когда отец (Олег Ягодин) — артист ансамбля народных танцев — покупает ему у барыг относительно свежий альбом AC/DC «Back in Black». Но через некоторое время тот же отец оказывается предателем: во время гастролей в Англии он становится невозвращенцем. Артём злится на мать (Полина Агуреева), которая решает по новой устроить свою личную жизнь, и вступает в противостояние с лидером класса. Чтобы доказать свою крутость, Артему нужно собрать роликовую доску по чертежам из журнала, научиться приемам западных скейтеров и победить в соревновании на «Дороге смерти».

Кадр из фильма «Асфальтовое солнце». Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Конечно, советская эстетика в «Асфальтовом солнце» показана очень условно, а сами жанры в этом случае смешиваются, выводя на первый план не стремление победить в соревновании, а подростковые проблемы с родителями и сверстниками. Впрочем, это не мешает увидеть в картине ту структуру, которая помогла, например, «Рокки» Сильвестра Сталлоне стать культовым кино.

   
   

Завершила конкурсную программу 29-го выборгского фестиваля картина Виталия Суслина «Рапана». Суслин получил известность после жизнеописания незадачливого жителя глухого воронежского села: дилогии «Голова два уха» и «Папье-маше». Два года назад в конкурсе «Окна в Европу» участвовал его фильм «Седьмой пробег по контуру земного шара» про охранника, который увлекался рисованием. Новый фильм Суслина — ещё одна история маленького человека (но уже из Москвы) и очень неторопливое повествование об ужасах актерской профессии, которое, скорее всего, оставит не вовлеченного в театральный процесс зрителя совершенно равнодушным.

Кадр из фильма «Рапана». Фото: Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»

Театральный актер Юрий (Вячеслав Гардер) играет шута в «Короле Лире», постановке молодого режиссера, которого пристроил в театр влиятельный и богатый отец. Но Юрию не нравятся режиссерские решения юного гения, и он увольняется. Теперь он работает в такси и лишь иногда надевает костюм шута, чтобы вспомнить былое. К тому же ему приходится поддерживать свою мать — спивающуюся актрису, у которой давно не было ролей, — и жить с женой, которую он, кажется, совсем не любит. Любопытно, что у главного героя очень неплохо получается быть таксистом, но тоска по сцене сводит на нет все его попытки изменить свою жизнь.

Итоги 29-го фестиваля «Окно в Европу» подведут уже сегодня, 1 сентября. На торжественной церемонии в Выборгском замке будут названы имена обладателей наград, которых определит жюри под председательством режиссера Ларисы Садиловой.