Ключи к «Доводу». Разбираемся с головоломкой Кристофера Нолана

© / «Довод» / Кадр из фильма

Кристофер Нолан — режиссер, который любит погружать зрителей в атмосферу своих фильмов и заставлять участвовать в сюжете даже помимо их воли. Началось это без малого два десятка лет назад в «Помни», продолжилось в «Начале» и «Интерстелларе». Небольшие передышки аудитория Нолана получала, конечно: кинокомиксы о Темном рыцаре или «Дюнкерк» можно было смотреть без запоминания различных соотношений физических величин, даже вообще забыв на время о такой науке.

   
   

В «Доводе» Нолан довел свой метод запутывания зрителя почти до совершенства. Эту картину ждали, пандемия коронавируса едва не отложила встречу с ней на неопределенный срок, в итоге релиз сдвинулся лишь на полтора месяца. И, хотя положенных такому блокбастеру кассовых сборов, разумеется, у «Довода» не будет (выручка во всем мире сейчас всего $152 млн), многие кинотеатры ещё закрыты, а в открытых действуют введенные властями меры безопасности, тем, кто уже посмотрел картину, пришлось серьезно подумать над тем, что же они увидели. Собственно, общий ответ один: путешествия во времени. Но этот ответ, конечно, ни на что не отвечает. Попробуем объяснить (осторожно, возможны спойлеры!).

«Обратная хронология»

Нолан — не первый, кто попытался рассказать о том, что происходит во время путешествий во времени, но, пожалуй, первый, кто смог визуализировать происходящее. В его фильме люди и предметы делятся на два типа: обычные и инвертированные. Обычные движутся в том временном потоке, к которому мы привыкли, инвертированные, наоборот, путешествуют во времени из будущего в прошлое. Подобные предметы (вернее, живые существа) были описаны, например, братьями Стругацкими в повести «Понедельник начинается в субботу». В третьей части («Всяческая суета») сотрудники НИИЧАВО выдвигают теорию контрамоции, чтобы объяснить существование двух Янусов Полуэктовичей Невструевых (администратора А-Янус и ученого У-Янус) и его попугая. Заодно герои повести находят объяснение Тунгусскому метеориту, следы которого, по их мнению, надо искать в прошлом.

«Не пытайся понять, почувствуй», — говорит об инвертированных вещах героиня Клеманс Поэзи — Лаура, ученый, которая исследует время и подобные предметы.

«Инвертированные пули»

В концепции Нолана путешествия во времени не могут быть мгновенными. Чтобы отправиться на несколько дней назад, человеку (или предмету) нужно прожить эти дни на самом деле. Герои в исполнении Джона Дэвида Вашингтона (Протагонист) и Роберта Паттинсона (агент Нил) как раз и отправляются обратно в прошлое, чтобы помешать планам скрывающегося в Лондоне от правосудия русского миллиардера Андрея Сатора (роль Кеннета Браны). Правда, со стороны общение с далеким будущим, которое организовал Сатор, выглядит мгновенным: закопал на пустыре маяк, а потом откопал те самые инвертированные пули, которые, впрочем, убивают не хуже настоящих, просто иначе. Но сами пули пролежали в земле всё положенное время.

Кроме того, это означает, что возраст героев не тот, что показан в фильме. Члены организации «Довод» (Tenet в оригинале) много путешествуют во времени, так что, например, Нил может быть намного младше Протагониста. Уже есть теории, которые раскрывают связь этих персонажей, но такие версии может выдвинуть любой зритель.

   
   

Война в будущем

«Мы находим все больше таких [инвертированных] предметов. Это осколки грядущей войны», — говорит Лаура. Что это за война, когда она случится и чем закончится, непонятно. Нолан великодушно позволяет зрителям узнать лишь то, что в будущем будет изобретена технология инвертирования всего мира, которая приведет к гибели всего живого. Создательница этой технологии собрала так называемый «Алгоритм» — физическую формулу в физической форме. Потом она разобрала его на девять частей и отправила их в прошлое, а также убила себя. Но одна из воюющих сторон желает собрать этот «Алгоритм», для чего и заключила сделку с Сатором. Другая, наоборот, противодействует этому, не желая уничтожения жизни на Земле. Сюжет с похищением плутония (сначала в киевской опере, потом в Таллине) как раз и касается попытки помешать Сатору добыть девятый элемент формулы. Впрочем, активация «Алгоритма» может и не привести к концу человечества, а просто избавит его от каких-то ужасов в будущем.

«Временные турникеты»

Собственно, главная технология, полученная Сатором из будущего (не считая информации об «Алгоритме»), — это устройства, позволяющие инвертировать время для отдельно взятого объекта. Для стороннего наблюдателя работа этого «турникета» выглядит так, словно оттуда выходят два человека, которые суть одно и то же, просто один из них инвертирован, а другой нет. В фильме одна и та же сцена с этим турникетом повторяется дважды: сначала с позиции впервые пришедших во Фрипорт (Freeport, место хранения нерастаможенных произведений искусства) в аэропорту Осло Протагониста и Нила, а затем — с точки зрения инвертированного Нила из будущего, который использовал этот турникет, чтобы вернуться в нормальное состояние. Нилов из будущего будет два: один инвертированный, который должен войти в турникет, а другой — обычный, уже прошедший турникет. С точки зрения концепции Нолана всё правильно.

«Что произошло, то произошло»

Герои фильма часто повторяют эту фразу, но одновременно погружаются всё глубже в прошлое, чтобы спасти человека (жену Сатора в исполнении Элизабет Дебики) или помешать зловещим планам олигарха. Фактически в «Доводе» озвучиваются две теории путешествий во времени. Одна теория говорит о параллельных мирах, которые появляются во время вносимых в прошлое изменений. Если эти изменения отменить, всё вернется на круги своя. Эта теория включает в себя историю «растоптанной в прошлом бабочки», она была наглядно продемонстрирована в трилогии «Назад в будущее», и Нолан не уделяет ей слишком много внимания.

Согласно второй теории, линия времени непрерывна, какие-либо действия в прошлом уже вплетены в ткань событий, и того, что было прежде, до изменений, никто не помнит (что произошло, то произошло). Именно с этой теорией работает Нолан. Помимо прочего, для героев это означает, что любые их действия в настоящем, если они должным образом задокументированы, станут известны в будущем и предотвращены инвертированными людьми, работающими на главного злодея.