«Кинотавр-2015»: начало прекрасной эпохи

Церемония открытия 26-го кинофестиваля «Кинотавр». © / Елена Дудник / АиФ

7 июня с самого раннего утра в аэропорту Сочи один за другим приземлялись рейсовые и частные самолёты — олимпийский курорт на одну неделю готовился стать центром главных кинопремьер. Вот уже 26 лет подряд на берегу Чёрного моря проводится одно из главных событий мира отечественного кинематографа — Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр».    
   

«Кинотавр», пожалуй, единственное место, где традиционно можно познакомиться с объёмной картиной российского кинематографа, посмотреть самые свежие и актуальные работы, посетить мастер-классы и пообщаться с лучшими мастерами. Президент фестиваля Александр Роднянский обозначил главную задачу киносмотра очень просто: «Собрать всё достойное, что было сделано за один год в российском кино, и предложить вниманию профессионалов кино и прессы, а через них — вниманию тех, ради кого и делается кино — наших зрителей».

«Кинотавр-2015»: красная дорожка к Зимнему театру. Фото: АиФ/ Елена Дудник

В этом году фестиваль предлагает особенно широкую программу, а также знакомит зрителей с новыми именами в российском кинематографе: из 14 фильмов, представленных в основной конкурсной программе, восемь созданы режиссёрами-дебютантами. Вместе с ними покажут свои работы уже признанные мастера: победитель прошлого года Александр Котт приехал на фестиваль с новым фильмом о любви и смысле жизни «Инсайт», Анна Меликян с картиной «Про любовь», Елена Хазанова с лентой «Синдром Петрушки», а Василий Сигарев с новогодней сказкой «Страна ОЗ».

26-й «Кинотавр» как обычно балансирует на грани между зрительским и экспериментальным кино. Но если в прошлом году основной тенденцией считались женские работы (восемь из 14 фильмов были сняты женщинами-режиссёрами), то на этот раз можно отметить сразу три особенности: обилие картин о любви, о советском прошлом и комедийные ленты. Причём смеяться нам предлагают не только дебютанты, но и режиссёры, от которых этого совсем не ожидали: Алексей Федорченко, Анна Меликян, Василий Сигарев.

Актёр Юрий Стоянов с супругой Еленой на церемонии открытия XXVI Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Обширная программа кинофестиваля ещё впереди, но гости «Кинотавра» уже поделились с АиФ.ru своими ожиданиями. Юрий Стоянов, который в 2011 году уже был членом жюри, признался, что ждёт очень серьёзного и сильного конкурса. Народный артист России был рад, что приехал на «Кинотавр» в качестве обычного зрителя: «Врагу не пожелаю быть членом жюри, потому что это очень трудно — судить своих коллег». Однако Андрей Смоляков, которому в этом году выпала честь оказаться в судейской коллегии, так не считает и даже не волнуется: «А чего волноваться, я человек незлобный и некатегоричный».

Члены жюри основного конкурса актёр Андрей Смоляков и продюсер Наталья Мокрицкая на красной дорожке церемонии открытия XXVI Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

У звёздных гостей, шествующих по красной дорожке к Зимнему театру на церемонию открытия, настроение было особенно воодушевлённое и приподнятое. Первая ведущая «Кинотавра» Татьяна Догилева приятно удивилась, что даже спустя 26 лет атмосфера на фестивале осталась прежней, «прекрасной и слегка сумасшедшей». В этом году знаменитая актриса впервые приехала на киносмотр в качестве режиссёра «Короткого метра», но, несмотря на своё громкое имя, призналась, что на победу не рассчитывает.

Ведущим торжественной церемонии открытия был солист группы «Моральный кодекс», заслуженный артист России Сергей Мазаев. Он познакомил зрителей с богатой историей фестиваля, его героями и представил членов жюри. «Мы будем добрыми и очень хотим плакать, смеяться и переживать на фильмах. Надеемся, что такая картина в конкурсе будет. Прошу не обижаться на нас, поскольку наше мнение — это мнение всего восьми человек. Мы все любим разное кино, но постараемся прийти к общему мнению», — сказал Алексей Учитель, который в этом году руководит жюри основного конкурса.

   
   
«Кинотавр-2015»: жюри основного конкурса. Фото: АиФ/ Елена Дудник

На открытии фестиваля прозвучало поздравление от президента РФ Владимира Путина и другие официальные речи. А самым интересным, как всегда, оказалось блестящее представление, которое началось со слов: «Вы должны быть готовы к тому, что ваше кино будет никому не нужно». Затем одновременно на сцене и на экране Евгений Стычкин изображал Андрея Болконского под Аустерлицем и размышлял о кинематографе, которое изменит его навсегда. Александр Котт подумывал уйти из профессии, подозревая, что уже не снимет ничего лучшего, а Андрей Звягинцев вдохновлялся на работу над «Левиафаном», фотографируя скелеты динозавров в московском Палеонтологическом музее.

Самым ожидаемым был выход на сцену Александра Роднянского, который поприветствовал гостей и вручил награду режиссёру Вадиму Абдаршитову — «за гражданскую и художественную бескомпромиссность». После чего президент фестиваля произнёс главную фразу этого вечера: «26-й российский «Кинотавр» объявляется открытым!».

Президент кинофестиваля Александр Роднянский (справа) и председатель попечительского совета «Кинотавра», режиссёр Фёдор Бондарчук, на церемонии открытия XXVI Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Сразу после открытия гостей ожидала премьера новой картины Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» со Светланой Ходченковой, Иваном Колесниковым и Дмитрием Астрахановым в главных ролях. Для легендарного режиссёра представить ленту на фестивале было непростым решением, ведь всего два года назад его фильм «Weekend», также открывавший сочинский киносмотр, был воспринят критиками весьма неоднозначно. Но на этот раз всё обошлось: зал то и дело срывался на аплодисменты, а сама картина, основанная на сборнике Сергея Довлатова «Компромисс», понравилась если не всем, то точно большинству. В центре сюжета — ищущий своё место в жизни талантливый журналист и писатель Андрей Лентулов, который из-за прямоты суждений и неординарного характера вынужден уйти из ленинградской редакции. Волей случая он оказывается в Таллине, где в попытках начать всё заново устраивается работать в местную газету. Своим фильмом Говорухин хотел вернуть зрителя во времена высоких надежд, 20 съезда КПСС, первого спутника, полёта человека в космос, блестящей плеяды поэтов и борьбы за отмену цензуры в печати. А под «прекрасной эпохой» режиссёр подразумевал богатое на событие десятилетие, наступившее после смерти Сталина. Причём слово «прекрасная» автор произносит чуть иронически, ведь в эти годы было не только хорошее, но и плохое.
Режиссёр фильма открытия фестиваля Станислав Говорухин и член жюри основного конкурса, актриса Олеся Судзиловская, на красной дорожке церемонии открытия XXVI Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

После премьеры картины «Конец прекрасной эпохи» гости отправились на праздничный ужин, где отметили открытие фестиваля в неофициальной обстановке. Под песни в исполнении Сергея Мазаева и его коллектива звёзды делились своими впечатлениями и наслаждались тёплым морским вечером.