Кино против карантина. Как кинотеатры выживают в пандемию

Зрительный зал кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади в Москве. © / Кирилл Каллиников / РИА Новости

К весне 2020 года российский кинопрокат был на подъеме. Кассовые сборы зарубежных и отечественных фильмов в 2019 году, по данным Фонда кино, составили 55,5 млрд рублей, что было рекордом для индустрии, в начале 2020-го невероятные 3 миллиарда рублей собрал российский «Холоп», а в последующие месяцы ожидалось несколько громких релизов, которые наверняка привели бы к новому достижению.

   
   

Кино в эпоху карантина

Но в марте 2020-го, когда ограничения из коронавируса добрались до Европы, Америки и России, хорошо налаженные процессы остановились: кинотеатры были закрыты на карантин, а премьеры потенциальных блокбастеров переносились одна за другой.

Прогнозы на 2020-й, разумеется, сразу стали пессимистичными. Российскому кинопрокату предвещали огромное падение выручки за год, ни о каких рекордах речи уже и быть не могло, а эксперты предрекали массовое закрытие кинотеатров, хотя весной ещё было непонятно, надолго ли остановится демонстрация фильмов.

В России ограничения понемногу начали снимать лишь в августе: тогда кинотеатрам разрешили работать, но при условии соблюдения социальной дистанции, заполнения лишь четверти зала и постоянной санитарной обработки поверхностей. Правда, трудности были и помимо этого: голливудские релизы плавно съехали либо на осень, либо вообще на 2021 год, а в том же 2019-м именно они давали российскому кинопрокату львиную долю выручки (78%). Как выживет отрасль без привычных «Мстителей» и диснеевских мультиков, не мог предположить никто.

«Довод», «Каха» и «Богатырь»

Впрочем, условный Голливуд всё же пришел на помощь. В сентябре в российский прокат вышел «Довод» Кристофера Нолана: его сборы, конечно, были ниже ожиданий, но за пару месяцев он заработал 943 млн рублей, что для посткарантинных условий очень много. Во всём мире у «Довода», кстати, было $362 млн, тоже не слишком много. Но российский прокат умел удивлять. Вскоре хитом стала комедия «Непосредственно Каха» (543 млн рублей), ну а на новогодних каникулах отличилась сказка «Последний богатырь: Корень зла», собравшая почти 2 млрд рублей. Это четвертый результат среди всех отечественных фильмов.

И, кажется, именно эти неожиданно выстрелившие фильмы помогли кинотеатрам удержаться на плаву, хотя, разумеется, до уровня 2019 года им подняться не удалось.

Общая выручка отечественного кинопроката в 2020-м составила лишь 22,8 млрд рублей, это на 58,8% меньше, чем было год назад. Но массового закрытия кинотеатров не произошло.

   
   

Меньше на 5%

«Однозначно подсчитать сложно, но сейчас не работает примерно 5% кинотеатров. Нужно учитывать, что это живой процесс и на него влияет много факторов. Какие-то кинотеатры закрылись, другие открылись, у третьих сменился собственник, а где-то была проведена реструктуризация», — рассказал АиФ.ru член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.

По его мнению, кинотеатрам помог выжить ряд факторов: пересмотр отношений арендодателей (например, владельцев торговых центров) с владельцами кинотеатров, правительственная субсидия, поддержка региональных властей.

«В начале, весной 2020 года, все были только за себя: и кинотеатры, и торговые центры, и дистрибьюторы. Но потом они пошли навстречу друг к другу и нашли общий язык», — напоминает Березин.

Онлайн кино не помеха

В 2021 году отечественным кинотеатрам, возможно, будет попроще. Так, выручка российского кинопроката за 10 дней новогодних каникул составила 3,35 млрд рублей. Это всего на 26% меньше, чем в первых числах января 2020-го (4,5 млрд рублей). Но набирает силу окрепший за год стриминг (Netflix анонсировал 75 новых полнометражных фильмов — не сериалов), а голливудские студии планируют часть больших релизов показывать по гибридной схеме, выпуская их одновременно в кино и онлайн.

Например, в Warner Bros собираются выпустить по такому принципу 17 фильмов. Их раскритиковал режиссер Кристофер Нолан, который объявил о прекращении сотрудничества с кинокомпанией, которая не учитывает интересы кинематографистов. Сокращается и кинотеатральное окно — период ожидания между релизом фильма в кинотеатрах и выходом на домашних носителях, — которое раньше составляло 3 месяца. Сейчас это могут быть недели или, как в случае с фильмами Warner, 0 дней.

Олег Березин в этом большой проблемы не видит.

«Кинотеатры — это не только место, где смотрят кино, в первую очередь это место, где люди проводят досуг. Кино в основном является поводом для такого времяпрепровождения. И ни один онлайн этой функции кинотеатров не заменит», — говорит он.

Он приводит в пример пиксаровский мультфильм «Душа», который в конце декабря вышел в США одновременно в кинотеатрах и на сервисе Disney+. В России широкий прокат начался 21 января.

«Зрители обязательно на этот фильм пойдут всей семьей, хотя „Душа“ уже доступна онлайн. Но люди устали сидеть дома, они хотят нормальности. И поход в кино — это один из способов проявления этой нормальности», — считает он.

Банкротство из-за кредита

Правда, опасности для кинотеатров не ограничиваются лишь изменением графика релизов и отсутствием в прокате новых «Мстителей». В январе 2020-го стало известно, что киносети «Синема парк» — крупнейшей в России — грозит банкротство: банк «Траст» списал с её счетов 450 млн рублей. Речь шла о всей выручке новогоднего проката, собранной объединенной киносетью «Формула кино» и «Синема парк», пишут «Ведомости». Списание произошло из-за долгов владельца киносетей, бизнесмена Александра Мамута, на сумму около 23 млрд рублей.

Тогда Ассоциация владельцев кинотеатров написала письмо в Администрацию президента, в котором была отмечена опасность приостановки деятельности киносетей, что идет вразрез с политикой государства по поддержке киноотрасли как одной из наиболее пострадавших от пандемии.

Впрочем, аналитики считают, что финансовый спор между бизнесменом и банком может привести лишь к смене владельцев кинотеатров, пишет «Бюллетень кинопрокатчика». Похожая история была в 2018 году с киносетью «Люксор», долги которой также составляли огромную сумму. В итоге кинотеатры сети продолжили работу, но сменив бренды или владельцев.